Личность специалиста в области гипноза. Роли в гипнотизации. Ложные страхи и ожидания. Предварительные внушения. Принципы гипнотизации (пресуппозиции). Разговорный (нарративный) практикум. Ролевой практикум.
Гипнабельность, внушаемость и наведение транса (индукция). Тесты на гипнабельность и внушаемость. Феномен наведения транса. Приемы наведения. Классические и неклассические способы наведения. Метод Дэйва Элмана как «конструктор» наведения. Признаки транса. Прогрессия транса и глубина состояния. Практикум по тестированию на гипнабельность. Практикум наведения транса.
Метафоры и символы в эриксоновской терапии. Терапевтическая метафора. Конструирование метафор. Метафоры движения. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка» (Дж. Миллс, Р. Кроули).
Приемы по углублению транса. Метафоры, образы. Практикум углубления транса. «Безопасное место» как промежуточный этап в консультирования с применением гипноза. «Ресурсное место» как моделирование зоны ближайших изменений. «Путешествие к внутреннему ребенку» как установление контакта с собственными чувствами и потребностями.
Трехшаговые стратегии эриксоновского гипноза (по Э. Росси).
Практикум по отработке навыков владения гипнозом. Предварительная беседа: цель и функции с учетом специфики разных клиентов. Универсальный формат предварительной беседы с клиентом. Определение индукции и её значение для гипноза. Самые популярные и удобные индукции. Демонстрация нескольких вариантов индукций. Индукция Дэйва Элмана (США) в модификации Келвина Баньяна (США). Веки не открываются. Расслабьте руку. Прием фракцинации. Забывание цифр. Индукция через спокойное место. Индукция через нахождение спокойного места, погружение, проверка, закрепление.
Индукция «Лодочка» (по Стейси Хьюит, Великобритания). Расслабление с помощью метафоры перехода или пути. Достижение внутреннего покоя, так называемого, «эмоционального штиля».
Наведение как самостоятельная часть работы с клиентом. Возможности применение индукции на любых консультациях психолога.
Суггестивный практикум. Внушения (суггестия). Внушение и убеждение – две парадигмы работы. Установка, аттитьюд, фрейм, схема, когнитивный стиль. Внушение и демонстрация (фактор «Ну и что?»). Идея как единица внушения. Убеждения и верования как иллюзия внушения. Виды внушения. Способы внушения.
Пост-гипнотические внушения: специфика и функция. Понятие смысловой «точки» в процессе гипнотизации. Саморазрешение. Неоконченное действие и метафора развития (эффект Б.В. Зейгарник, эффект М.А. Овсянкиной). Незавершенная внутренняя задача как повышение эффективности изменений.
Гипноанализ как психотехнология. Исследование субъективного опыта. Техника «Выявление отношения к внутреннему ребенку». Индукция «Особое воспоминание». Техника «Смена точек зрения».
Практикум по регрессии. Феноменология регрессии. Парадокс регрессии. Регрессия как самонапоминание. Психофизиология регрессии. Регрессия в гипнозе. Регрессия как «галлюцинация». Спонтанные регрессии и пост-гипнотические регрессии. Регрессия: ассоциированная и диссоциированная. Подготовка к сеансу с регрессией. Событие, которое вызвало проблему: ядро регрессии. Конфабуляция как достройка воспоминания. Схема стандартной модели регрессивной гипнотерапии (Дункан МакКолл, Кельвин Баньян, Геральд Кейн). Диагностика в регрессии: выявление невысказанного. Тексты регрессий в гипнозе. Сеансы регрессий: 1) генетическая память; 2) пренатальный опыт; 3) регрессия в детство; 4) соматический мост. Соматическая модификация скрипта для регрессии. Сеансы с применением регрессии: «Коридор прошлых лет», работа с пренатальным периодом.
Аффективно-соматический мост. Когнитивный мост. Регрессия по приятному чувству. Регрессия по вопросу. Регрессия по привычному паттерну.
Практикум по работе с частями личности в гипнозе. Концепция частей личности, субличностей, эго-состояний, участников внутреннего мотивационно-телеологического конфликта. Классическая модель работы с частями личности (Parts therapy). Шестишаговый рефрейминг. Двенадцатишаговый рефрейминг. Диалог с режимом (Mode dialogue) – актуализация проблемного функционального состояния.
Работа с частями личности. Групповая работа с частями личности: «Встреча на перроне». Исследование и интеграция внутренних конфликтов между различными аспектами личности для достижения внутренней гармонии и целостности. Диссоциированная возрастная регрессия и работа с «внутренним ребенком».