Метод экспозиции в психотравматологии:
- Нарративная (повествовательная) экспозиция (NET). Последовательный рассказ с контекстуализацией травмирующего опыта. Нарративная экспозиционная терапия как метод преодоления травматических расстройств у людей со сложной и множественной травмами. Понятие о письменной биографии. Акцент NET на создание «учетной записи» для восстановления чувства собственного достоинства.
- Пролонгированная экспозиция (Prolonged Exposure). Возможность постепенно приближаться к своим травматическим воспоминаниям, чувствам и ситуациям. Направленность пролонгированной экспозиции для лечения ПТСР. Обзор вмешательства и понимания прошлого опыта человека. Постоянство психообразования. Применение дыхательных техник с целью преодоления тревоги. Безопасность встреч и отношений. Ориентация мнимого и естественного воздействия на темп клиента.
- Воображаемая экспозиция. Сеансы, подробно описывающие событие в настоящем времени под руководством психолога. Обсуждение и обработка эмоций, возникающих в результате воображаемого воздействия на сеансе. Аудиозапись экспозиции во время описания события с целью повторного прослушивания между сеансами для дополнительной проработки эмоций. Ежедневная практика с помощью дыхательных техник.
- In vivo экспозиция. Столкновение с пугающими стимулами вне терапии. Специфика домашней работы клиента. Совместное определение ряда возможных стимулов и ситуаций, связанных с травматическим страхом — определенные места или люди. Согласование, каким стимулам пациент готов противостоять и справиться со страхами в реальности. Разработка плана действий между сессиями. Вызов самому себе. Важность учета постепенности in vivo экспозиций для испытывания некоторых успехов в противостоянии раздражающим воздействиям и преодолении связанных с ними эмоций.
- Модель конфронтационной травмаэкспозиции (протокол О.В. Защиринской).
- Арт-терапевтическая травмаэкспозиция при работе с детьми и подростками.
- Групповая арт-терапевтическая травмаэкспозиция (на примере детей, оказавшихся участниками и свидетелями взрыва в жилом доме 13 марта 2018 года в Санкт-Петербурге).
Учет динамики семи степеней психотравматизации клиента (по Р. Фогту). 1. Гибкое регулирование состояния и реакций. Осознанный позитивный опыт обучения, применяемый впоследствии человеком. 2. Привычки как вид психической регуляции человека. Gewohnheitsregulationszustand (обучение с жестким контролем). 3. Регулируемое состояние по типу переноса в различных ситуациях общения. Übertragungsregulationsstate (взаимодействие при различных видах насилия и директивного научения). 4. Частично осознаваемое (неосознаваемое) состояние регуляции в виде интроекта. Introjektregulationsstate (дистонный опыт, часто при строгих наказаниях, насилии). 5. Мало осознаваемое (неосознаваемое) состояние регуляции по типу импланта). Implantatsregulationsstate (при насилии, часто сексуальном). 6. Мало осознаваемое (неосознаваемое состояние при психологическом программировании. Programmregulationsstate (целенаправленное разрушение воли). 7. Дуальное состояние регуляции. Dualer Regulationsstate (дуальность волевого регулирования).
Определение переноса. Виды переносов. Ситуативный перенос. Символический перенос. Атмосферный перенос.
Определение интроектного состояния. Виды интроектных состояний. Интроекты, лояльные к расстройствам. Интроекты, отождествленные с расстройствами. Интроекты, диссоциированные от расстройств.
Экстернализация и патологическое замедление обработки информации при различных видах переносов и интроектных состояний.
Анализ примеров из частной практики психолога для определения видов переносов и интроектных состояний психотраматизированных клиентов. Специфика работы психотравматолога с устойчивыми интроекционными установками.
Когнитивная рекогнисцеровка. Методика «Трасформационная динамика личностных ресурсов при психических травмах» (О.В. Защиринская). Установки, полученные от близких (значимых) людей. Интроецирование (перенос «на себя»). Перенос на других людей. Интроекты как трансформационная модель личностных ресурсов.
Формирование интроектных состояний. Модель интроектных состояний О.В. Защиринской. Диагностика интроектных состояний. Понятие о субличностях. Применение анализа субличностной структуры в психотравматологии. Теории о субличностях и их применение в психотравматологии (Стоун Хэл, Уинкельман Сидра). Практические упражнения по анализу структуры субличностей у психотраматизированных клиентов.
Метод когнитивно-образной травматерапии (Cognitive Imaginative Trauma Therapy) О. Защиринской. 1 фаза — работа с прошлым. Реконструкция травматического опыта. Определение центральной психотравматической темы. Конфронтация психотравматических и ресурсных образов в различных сферах жизнедеятельности человека. 2 фаза — работа с настоящим. Конструирование в настоящем субъективного опыта преодоления последствий психотравматизации. Ментализация переживаний и действий. Повторное воспитание и обучение. 3 фаза — работа с будущим. Конструирование образа будущего и закрепление ресурсной индивидуальной стратегии преодоления последствий травматической ситуации. Репарация как средство преодоления амбивалентности травматического опыта. Повторная социальная интеграция.
Шесть этапов когнитивно-образной травматерапии: 1) Знакомство. Установление доверительных отношений. Диагностика; 2) стабилизация и начало повторного воспитания; 3) начало травматерапии; 4) основной процесс травматерапии; 5) окончание травматерапии, включая конфронтацию с травмой; 6) закрепление ресурсного состояния и повторная социализация.