Проблемы в школе

Подбор психологов с участием научного руководителя центра – доктором психологических наук
от 5000 руб.
прием специалиста

Проблемы подростков в обучении

Современные условия развития нашего общества заставляют общеобразовательную муниципальную школу искать новые подходы при создании учебной и развивающей среды для детей с трудностями в обучении. Школа, в которой учится очень неоднородный контингент детей, проживающих по ближайшему микрорайону, вынуждена пересматривать научно-методические аспекты содержания учебно-воспитательного процесса. Важнейшей образовательной целью является создание оптимальных условий на всех этапах обучения, которые будут способствовать индивидуальному развитию ребенка. Без этого невозможна его успешная интеграция в социальную среду. В этой связи необходимо предусмотреть решение целого ряда задач.

Трудности в усвоении школьной программы зачастую связаны с проблемами здоровья учащихся (наличие хронических заболеваний, часто повторяющиеся простудные и вирусные заболевания). Приведем пример. Так, в одной из общеобразовательных школе г. Санкт-Петербурга в 1–9 классах обучается 1084 ученика.

Собранные сведения о состоянии здоровья учащихся показали, что соматически ослабленных детей обучается в начальных классах 15,3%. В 5-9-ых классах их число увеличивается почти вдвое – 26,6% от общего числа школьников. Такого рода сведения должны собираться к началу каждого учебного года, обсуждаться на педагогическом  совете. Каждый учитель должен быть проинформирован родителями о заболевания ученика, так как причиной имеющихся трудностей в обучении зачастую может являться именно соматическая ослабленность.

Показатели состояния здоровья учащихся 1-9 классов

Часто болеющие простудными, вирусными заболеваниями

  •  Начальная школа (541 человек) –  9,2% (50 чел.)
  •  Средняя школа (543 человека) – 13,1%(71 чел.)

Хронические заболевания, включая врожденные пороки сердца

  • Начальная школа (541 человек) –  6,1% (33 чел.)
  • Средняя школа (543 человека) – 13,1% (71 чел.)

Нарушения зрения

  • Начальная школа (541 человек) – 7,9% (43 чел.)
  • Средняя школа (543 человека) – 13,6% (74 чел.)

Комплексные хронические заболевания

  • Средняя школа (543 человека) – 0,4% (2 чел.)

Низкая успешность обучения может быть соматогенного происхождения. Болезненные дети с первых школьных дней должны быть под наблюдением психолога, который совместно с педагогом и родителями определяет для них содержание индивидуального подхода и оптимальный режим дня.

Другой причиной значительной неоднородности состава учащихся является социальное положение их семей, дисгармоничные внутрисемейные отношения.

Социальный состав семей учащихся и характер внутрисемейных взаимоотношений (1996/97 уч. год)

Неполные семьи

  • Начальная школа (541 человек) – 23,7% (128 чел.)
  • Средняя школа (543 человека) – 22,3% (121 чел.)

Многодетные семьи

  • Начальная школа (541 человек) – 9,1% (49 чел.)
  • Средняя школа (543 человека) – 13,1% (71 чел.)

Пьющие родители

  • Начальная школа (541 человек) – 4,8% (26 чел.)
  • Средняя школа (543 человека) – 5,0% (27 чел.)

Сложные отношения с родителями

  • Начальная школа (541 человек) – 4,3% (23 чел.)
  • Средняя школа (543 человека) – 5,3% (29 чел.)

Постоянно уклоняющиеся от школьного обучения

  • Начальная школа (541 человек) – 2,6% (14 чел.)
  • Средняя школа (543 человека) – 4,4% (24 чел.)

К сожалению, к трудностям в обучении приводят, как правило, несколько причин в различных их сочетаниях. Это вызывает необходимость поиска как индивидуальных, так и общих концептуальных психолого-педагогических подходов к детям с трудностями в обучении в ходе образовательного процесса.

При создании наиболее адекватных условий для обучения и воспитания детей с трудностями в усвоении школьной программы невозможно ограничиться развитием у них только одних познавательных процессов посредством специальной организованного обучения. В плане предупреждения школьной дезадаптации этих детей и последующей успешной социализации необходимо развивать их коммуникативную деятельность.

Формирование навыков общения у учащихся с трудностями в обучении является важной задачей, т.к. у большинства из них имеются сложности не только в учебной, но и коммуникативной деятельности. Среди них – отсутствие навыков общения с окружающими людьми, сложности личностного определения модели адекватного поведения в различных ситуациях. Поэтому правомерной является постановка задач своевременного выявления имеющихся трудностей в общении, особенностей эмоционально-личностных качеств учащихся с последующим определением необходимых подходов в работе с учащимися при коррекционно-развивающей работе. Дополнительно уточняются сведения о состоянии здоровья учащихся, характере взаимоотношений у них в семье, ведется наблюдение за их поведением.

Учитель совместно с психологом разрабатывает методические рекомендации к проведению уроков в классах, где учатся дети с трудностями в обучении. Можно обозначить некоторые из них.

  1. Создать в классе доброжелательную, спокойную обстановку. Учащихся нельзя постоянно упрекать за несобранность, невыполненное домашнее задание. Детям необходимо каждый раз объяснять последствия тех или иных допущенных ими недочетов;
  2. Учащимся выставляется такая оценка, которая является объективной для их индивидуальных возможностей усвоения школьной программы. Дается по каждой оценке разъяснение. В некоторых случаях положительная оценка может выставляться как поощрение;
  3. Продумать наиболее рациональные способы подачи учебного материала с учетом специфики состава учащихся в классе. Предусмотреть сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы;
  4. Обеспечить доступность изучаемого материала: показывать учащиеся постоянно практическую значимость изучаемого материала; увеличить количество часов на изучение тем, наиболее интересных для учащихся; усилить внутрипредметные и межпредметные связи; продумать форму проведения самостоятельной работы учащихся на уроках; правильно оформить наглядный материал и целенаправленно его проанализировать с детьми;
  5. Осуществлять контроль за усвоением программного материала (в конце каждой четверти, учебного года в сравнении с цензовым уровнем образовательной программы);
  6. Ученик должен выступать в качестве активного участника учебного процесса. Учитель с этой целью моделирует различные ситуации на уроке;
  7. Большое значение придается развитию способов и приемов овладения любым видом деятельности в ходе обучения (понять или определить цель задания, определить последовательность совершаемых действий, уметь контролировать свои действия, оценивать полученные результаты);
  8. Учитель должен создавать условия, которые будут способствовать формированию адекватной самооценки, самоуважения каждого ученика.

В классах, где учатся дети с трудностями в усвоении школьной программы, проводится текущая диагностика личностной и познавательной сфер учащихся В соответствии с полученными результатами осуществляется, с одной стороны, коррекция программного материала. С другой стороны, определяется индивидуальный маршрут ученика с трудностями в обучении с учетом требований ФГОС.

Для развития личности учащихся и с целью профилактики школьной дезадаптации учителю наряду с образовательными задачами приходится большое внимание уделять воспитанию стойкого положительного отношения к процессу обучения, школьному коллективу. Среди них:

  • формирование позитивной мотивации к учебной деятельности;
  • развитие творческого мышления у учащихся, основанного на желании добиваться поставленных учебных задач, решаемых на доступном, представляющим интерес для детей материале;
  • обучение учащихся индивидуальным приемам психологической адаптации, приемам психологической самозащиты;
  • коррекция личностных нарушений, негативных черт характера;
  • выявление и развитие резервных возможностей и творческих способностей учащихся.

Большое значение в школе уделяется работе, направленной на социально-психологическую адаптацию, а именно:

  • формирование адекватного, доброжелательного восприятия коллектива одноклассников;
  • формирование умения избегать конфликтных ситуаций с ближайшим социальным окружением (с учителем, одноклассниками, друзьями вне школы, в том числе, самой семьей);
  • работа по снижению негативизма в отношениях с людьми;
  • работа, направленная на овладение учащимися необходимыми средствами педагогической коммуникации и пр.

Практика показывает, что в процессе учебной деятельности важным является усвоение школьниками правил общественного поведения, воспитания активности и самостоятельности, обучения средствам и видам вербального и невербального общения, необходимых для успешной адаптации учащихся, их последующей интеграции в социальную среду. Формирование навыков общения и развитие личности учащихся, безусловно, осуществляется не только на уроках, но и на протяжении всего времени пребывания ребенка в школе. Должны учитываться складывающиеся в ходе обучения в школе концентры общения – «учитель-ученик», «ученик-ученики», «ученик-родители». На основании этого разрабатываются также рекомендации для родителей.

Общение родителей со своим ребенком:

  1. Родители в процессе обсуждения трудностей в обучении искренне выражает интерес к школьным проблемам сына или дочери, к их мыслям и чувствам;
  2. Родитель использует навыки самопрезентации. Старается заинтересовать ребенка обучением, конкретным учебным материалом по разным предметам;
  3. Родители стремятся наладить с ребенком теплый, дружеский контакт, поощрять инициативу и постоянно не упрекать его в школьных проблемах;
  4. Родитель спокойно реагирует на поступки, ленивое отношение ребенка к систематической учёбе, на ошибки детей. Ошибка может рассматриваться как новая проблемная ситуация, которую можно и нужно обсудить в семейном кругу;
  5. Родитель стремится поддерживать двусторонний диалог со своим ребенком, своевременно передать его необходимую инициативу;
  6. Родитель организовывает необходимую меру помощи (стимулирующую, направляющую, обучающую) своему ребенку, чтобы он имел шанс на успехи и индивидуальные достижения;
  7. Родители помогает создать в семье атмосферу взаимопонимания, взаимной поддержки и одобрения инициативы ученика, учитывая его поведение и отношение к трудностям в обучении;
  8. Родитель создает и поддерживает у ребенка чувство уверенности в своих силах, в понимании и принятии его другими учениками класса и учителями.

Общение учащихся друг с другом.

  1. Под руководством учителя дети учатся вступать в конструктивный диалог друг с другом: корректно высказывать свое мнение, правильно выслушивать и реагировать на замечания, уметь понять и принять точку зрения собеседника;
  2. Дети вместе с учителем учатся вербально и невербальною проявлять интерес к мыслям и суждениям другого;
  3. Учатся овладевать диалогической и монологической формами общения друг с другом в игровых и при решении проблемных ситуаций;
  4. Учащиеся учатся понимать состояние другого, дружелюбны, поддерживают в классе эмоционально насыщенный, положительный фон;
  5. Учащиеся учатся оказывать помощь друг другу при выполнении творческих заданий на уроке (игры, инсценировки, эмоциональные паузы);
  6. При выполнении коллективных (групповых) заданий учатся распределять между собой роли, задания;
  7. На уроках учатся активно овладевать мимикой, устанавливать зрительный контакт с одноклассниками, учителем, передавая с помощью невербальных средств общения свои чувства.

Проблема развития личности ученика с трудностями в обучении, формирования его навыков общения с родителями и сверстниками, позволит успешнее решать вопросы по улучшению школьной успеваемости. 

Защиринская Оксана Владимировна

Защиринская
Оксана Владимировна

практика — 35 лет

Практикующий психотравматолог. Доктор психологических наук, заведующий кафедрой психотравматологии Русской христианской гуманитарной академии им. Ф.М. Достоевского.
Президент некоммерческой организации «Евразийский консорциум по травматическому стрессу и психотравме».
Обучалась в Швейцарском Институте психотравматологии (Schweizer Institut für Psychotraumatologie, Winterthur, 2014). В 2016 году получила диплом о бессрочной специализации «Консультант-психотравматолог» (Fachberaterin für Psychotraumatologie) Немецкого института психотравматологии Г. Фишера (Deutsches Institut für Psychotraumatologie – DIPT). Закончила трехступенчатую подготовку в Лейпцигском институте травмы. Психолог-консультант по оказанию помощи детям и взрослым с психической травмой (Counsellor for Psychological Trauma. The Trauma Institute, Leipzig, Германия).

Психотерапевт по работе с психической травмой (Therapist for Psychological Trauma. Trauma Institutе, Leipzig, Германия). Сертифицированный тренер по обучению психологов теории и практики психической травмы (Trauma Institutе, Leipzig, Германия).
Автор метода интроектной когнитивно-образной травматерапии (Cognitive Imaginative Trauma Therapy). Сертифицированный EMDR-терапевт.
Научный руководитель Информационно-консультационного центра «Психометрика». Автор и соавтор 350 научных публикаций.
Защиринский Максим Михайлович

Защиринский
Максим Михайлович

практика — 13 лет

Проведено более 3 тысяч часов консультаций и лекций. Практикующий психолог. Военный психолог. Имею опыт работы по оценке и тестированию персонала в организациях. Свободное владение английским языком, французский со словарём. Женат. Хобби: металлообработка и художественная ковка.