Конфликты между детьми в семье

Подбор психологов с участием научного руководителя центра – доктором психологических наук
от 5000 руб.
прием специалиста

Брат и сестра дерутся? Сестры не могут поделить вещи и игрушки? Братья дерутся? Конфликты между детьми вполне знакомое явление. Они вспыхивают по различным поводам: так может проявляться конкуренция, борьба за внимание родителей, борьба за конкретную игрушку или вещь. В последние годы это чаще связано с тем, что дети просто не обучены никаким навыкам общения друг с другом. Ближайший их друг – гаджет. С ним не надо проявлять понимание и чуткость, не нужно ничего делить, там всё происходит по твоим правилам. И родителям удобно – сунул каждому в руку по такой «няньке» и никаких конфликтов!

Вернёмся к тем родителям, которых действительно беспокоят отношения между их детьми. Ссоры между братьями и сёстрами является сильным раздражающим фактором в семье. И если дети не научаться ладить дома, вряд ли стоит надеяться, что с другими сверстниками у них дела пойдут лучше.

Что может помочь родителям смягчить ссоры и научить детей миролюбивее относиться друг к другу?

  • Проанализируйте вашу семейную обстановку, постарайтесь понять, что провоцирует конфликты между детьми: может кому-то достаётся больше внимания с вашей стороны, у кого-то больше игрушек, кого-то вы чаще защищаете или поощряете, есть ли обиженные и обижающие, кто показывает пример неадекватного общения;
  • Понаблюдайте за детьми, как они отвечают друг другу в накалённой обстановке, чьё поведение особенно усугубляет ситуацию (оскорбление, шутка, удары, укусы);
  • Какова ваша реакция на конфликт: усиливает, уменьшает или нейтрализует его. Все ли дети считают, что вы поступаете справедливо. Все ли взрослые едины в понимании и разрешении ситуации;
  • Вмешивайтесь, когда чувствуете, что эмоции достаточно накалились и вот-вот «грянет гром». Успокойте всех, обсуждать ситуацию следует, когда улягутся эмоции. Иногда для этого требуется развести детей по комнатам на какое-то время: «Я вижу, что вы начинаете сердиться, сейчас каждый пойдёт в свою комнату, чтобы успокоиться. Затем мы продолжим разговор»;
  • Дайте всем участникам конфликта высказать, что они чувствуют и своё видение ситуации, не прерывая друг друга. Дети часто просто не понимают логику мышления других людей и начинают подозревать то, чего нет на самом деле, полагают, что к ним относятся несправедливо. Помогайте прояснять чувства словами: «Ты обиделся потому, что…», «Ты расстроен, так как …». Если вам сложно понять ребёнка или попросите его ещё раз повторить свои слова, или повторите сами, как вы поняли ситуацию: «Я правильно тебя понял, что …?»;
  • Учите детей смотреть на проблему «с другой стороны»: «А что, по-твоему, чувствует твой брат?»;
  • Привлеките самих детей к улаживанию проблемы, тогда в следующий раз они будут более вдумчиво и ответственно относиться к своим поступкам. Спросите их, чтобы они предложили для улаживания «своего» конфликта. Дайте для этого ограниченное количество времени, чтобы активизировать мыслительную деятельность;
  • Установите простые и понятные всем правила выяснения причин ссоры: говорить спокойно, не перебивать, не подавлять, найти решение, которое бы удовлетворяло всех.

Конечно, нереально чтобы ссоры между детьми ушли совсем. Оставайтесь терпеливыми и последовательными в своих действиях и тогда вы сведёте их к минимуму, а дети научаться решать проблемы в общении самостоятельно.

Защиринская Оксана Владимировна

Защиринская
Оксана Владимировна

практика — 35 лет

Практикующий психотравматолог. Доктор психологических наук, заведующий кафедрой психотравматологии Русской христианской гуманитарной академии им. Ф.М. Достоевского.
Президент некоммерческой организации «Евразийский консорциум по травматическому стрессу и психотравме».
Обучалась в Швейцарском Институте психотравматологии (Schweizer Institut für Psychotraumatologie, Winterthur, 2014). В 2016 году получила диплом о бессрочной специализации «Консультант-психотравматолог» (Fachberaterin für Psychotraumatologie) Немецкого института психотравматологии Г. Фишера (Deutsches Institut für Psychotraumatologie – DIPT). Закончила трехступенчатую подготовку в Лейпцигском институте травмы. Психолог-консультант по оказанию помощи детям и взрослым с психической травмой (Counsellor for Psychological Trauma. The Trauma Institute, Leipzig, Германия).

Психотерапевт по работе с психической травмой (Therapist for Psychological Trauma. Trauma Institutе, Leipzig, Германия). Сертифицированный тренер по обучению психологов теории и практики психической травмы (Trauma Institutе, Leipzig, Германия).
Автор метода интроектной когнитивно-образной травматерапии (Cognitive Imaginative Trauma Therapy). Сертифицированный EMDR-терапевт.
Научный руководитель Информационно-консультационного центра «Психометрика». Автор и соавтор 350 научных публикаций.
Хочу выразить огромную благодарность! Оксана Владимировна действительно специалист своего дела.Alexandra Math
Alexandra Math