В психологической литературе встречается весьма значительное количество публикаций, посвященных значению социального поведения для социализации подростков.
Основные причины возникновения проблем в поведении:
Пример. Ученица 2 класса английской школы, 7 лет.
Ученице нравится ходить в школу, потому что там у нее подруги. Учиться тоже нравится. Из предметов не любит математику, по которой часто получает оценки «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Русский и английский языки тоже даются с трудом.
Не всегда успевает записывать домашнее задание. Поэтому их не делает, за что регулярно получает двойки. Читать не любит. Приходя домой, делает всё, чтобы не садиться за уроки. Долго обедает (в выходные дни за столом не засиживается, идет играть). Пока родители на работе она перемеряется все свои платья, смотрит телевизор. Может походить без дела по квартире до вечера и лечь спать с невыполненным домашним заданием.
Вечером, когда мать проверяет домашние задания, все заканчивается слезами и криками. После этого уроки выполняют вместе. Отец ею не занимается, так как у него не хватает терпения. Он кричит, что самый простой материал не может объяснять ребенку по несколько раз.
В классе девочка сидит на предпоследней парте, далеко от учительницы. Старается не попадаться ей на глаза. Не обращается к ней с вопросами, не просит о помощи.
В данном случае важным становится определение конкретного содержания психологической помощи:
Кроме того, родители слышали от специалистов, что существует синдром гиперактивности. Он характеризуется двигательной расторможенностью, неупорядоченной активностью. Такие ученики (по статистике в основном мальчики) вертятся на уроках, смотрят к соседям по парте, поворачиваются к учителю спиной. Помните известное выражение по этому поводу: «Петров! Мне надоело видеть твою спину!». Кроме того, они могут начать разговоры со сверстниками, находящимися в другом конце класса. При выполнении нового задания суетятся и с грохотом роняют свои учебники или школьные принадлежности. На начальном этапе обучения я наблюдала, как они могут вскочить во время урока и без разрешения учителя помчаться в коридор, к столу учителя. Они выкрикивают ответы с места, не обдумывая их. Громким голосом пытаются подсказать то, чего не знают сами. На уроках физкультуры во время построения снуют по спортивному залу. После звонка на урок продолжают бегать и что-то выкрикивать в коридорах школы.
Практикующий психолог. Военный психолог. Имею опыт работы по оценке и тестированию персонала в организациях.
Практика — 13 лет .