Детские страхи

Заботимся о ваших результатах:
2342 клиентов с 2012 года
Подбор психологов с участием научного руководителя
центра – доктором психологических наук
Вся информация конфиденциальна:
работаем в соответствии с этическим кодексом

Все дети переживают в определённые периоды своего развития так называемые «возрастные страхи». Это связано с особенностями созревания их психики. Родители часто пугаются в такие моменты, не зная, насколько серьёзными могут быть опасения детей. В такие моменты самим взрослым следует оставаться спокойными, поддерживать малыша и помогать пережить нелёгкие моменты своего взросления.

Для детей определённого возраста характерны следующие страхи.

В первые дни своего рождения новорожденные бояться внезапных шумов и резких звуков. Основной гарант спокойствия – тёплые мамины объятия.

В первые месяцы жизни младенцы не любят быстрых перемещений в пространстве. Детям в это время требуется надёжная опора (кроватка, коляска, руки родителей) и они могут испугаться, когда их резко кружат или качают на качелях.

В 6–8 месяцев наблюдается боязнь чужих и разлуки с мамой. Поэтому маме полезно в это время играть с малышом в «прятки», а при появлении незнакомых людей оставаться рядом с ним.

В первый год жизни ребёнок знакомиться с объектами окружающей среды, поэтому могут возникать страхи, связанные с опытом взаимодействия с потенциально опасными объектами (лестницей, горкой, окном, животными, различными препятствиями). Мама в такие моменты помогает малышу справляться со сложными и опасными ситуациями.

В 2–3 года у детей появляются конкретные страхи – страх врача, страх чужого взрослого. Если вы приучаете ребёнка к горшку в этом возрасте, он может пугаться, когда его содержимое исчезает в унитазе, так как считает его своей неотъемлемой частью. Поэтому лучше освобождать горшок немного позднее, когда ребёнок забудет о нём. Некоторые дети бояться купаться, их пугают свойства воды (температура, текучесть). Тогда в ванну нужно брать детские игрушки, превращать купание в приятную игру.

В 3–5 лет активно развивается фантазия и воображение. У ребёнка появляются иррациональные страхи: темноты, одиночества, «кого-то страшного и ужасного, который копошится в углу», того, кто сидит в шкафу, клоунов и масок. Поэтому в этот период полезно водить детей на театрализованные представления, где они вместе с родителями увидят самых невероятных героев. Если спектакли устраиваются дома, обязательно покажите малышу, кто скрывается под маской, чтобы он не боялся.

В этот период жизни ребёнку часто снятся страшные сны. Чтобы они не снились, можно попросить малыша «заказать» себе хороший сон, нарисовать его и положить под подушку, у изголовья посадить любимую игрушку, которая будет охранять его, почитать добрую сказку. Если малыш боится чудовищ, придумайте вместе с ним волшебных героев, которые будут ему защитниками, волшебные вещи, которые уберегут его от всего страшного. Пустите фантазию ребёнка в нужное русло.

Если ребёнок очень чувствительный, не стоит ему показывать страшные фильмы. Если такое происходит, обсудите с ребёнком после фильма поведение героев, подчеркните, что всё происходящее – вымышленные события, подумайте что приведёт к положительному исходу.

Дети в этом возрасте просят не выключать полностью свет или оставлять приоткрытой дверь, чтобы слышать родителей. Пойдите им навстречу, купите ночник, отнеситесь с пониманием к временным неудобствам.

С 6–8 лет наступает период страха своей и чужой смерти. Дети бояться отпускать родителей надолго в магазин, в гости, в командировку. Отсутствие родителей воспринимается как маленькая смерть. Важно в этот период жизни рассказать малышу, что всё в жизни имеет конец. Все люди умирают, когда состарятся. Дети умирают очень редко. Если ребёнок столкнулся со смертью близкого человека, не стоит его брать на похороны, если ему ещё нет 4 лет. Но необходимо пройти остальные этапы горевания вместе с другими членами семьи.

В 7–10 лет дети уже учатся в школе, поэтому основные страхи связаны с учебной и трудовой деятельностью: страх что-то не успеть, что-то не сделать, не соответствовать ожиданиям близких, быть не таким как все. Поэтому родителям важно соразмерять свои требования с реальными возможностями ребёнка, вовремя поддерживать его, внушать уверенность в то, что со временем всё получится.

В подростковом возрасте страхи гораздо менее типичны, но если они возникают, то чаще связаны с отношениями со сверстниками, с отношениями со взрослыми.

Возрастные страхи могут обостряться в периоды заболеваний, в стрессовых ситуациях, они типичны для детей из семей с конфликтными отношениями. Чтобы страхов было меньше устанавливайте доверительные и тёплые отношения в семье, оказывайте друг другу своевременную помощь и поддержку.

Матвеева Наталия Владимировна

Матвеева
Наталия Владимировна

практика — 11 лет

Психолог, клинический психолог, семейный психолог. Провожу индивидуальное консультирование взрослых и детей, работаю с семьями, а также с детьми, в том числе, имеющими особенности в развитии (расстройство аутистического спектра, задержка психоречевого развития и другие).
Хочу сказать спасибо специалистам. Был проведен ряд консультаций, в процессе которых, в комфортной форме общения я получала новое видение своих проблем и пути их решения. Очень помогло!
hope akimova
Вопросы
от 5000

прием специалиста

Чернышевская, пл.Восстания

Записаться