Психометрика

Схема-терапия простым языком: теоретические основы и старт обучения

Базовое понятие данного подхода – это схемы. Данный термин подразумевает наличие у людей широких, всеобъемлющих и устойчивых паттернов воспоминаний, эмоций, когниций и телесных ощущений в отношении самого себя и своего взаимодействия с окружающим миром. Они формируются в раннем детстве или младшем подростковом возрасте, постоянно развиваются на протяжении жизни и постепенно приобретают свою специфическую дисфункциональность. Схемы воспринимаются как безусловно истинная внутренняя реальность, что приводит к саморазрушительному поведению, негативным поступкам и странным решениям. Они крайне устойчивы к изменениям.

Исследователи выделяют разное число схем, и этот список растет вместе с современными публикациями. Наиболее простой способ их классификации – это деление на домены, связанные с одной из пяти базовых эмоциональных потребностей.

5 доменов базовых потребностей: почему схемы возникают? Схемы формируются, когда в детстве не удовлетворяются базовые эмоциональные потребности. Эти потребности объединены в пять доменов:

  1. Безопасность или надежность привязанности. Неудовлетворение приводит к схемам, связанным с отвержением и отстраненностью, в числе которых покинутость, недоверие, эмоциональная депривация.
  2. Автономия и самоидентификация. Их нарушение ведет к чувству зависимости, неустойчивой Я-концепции, размытой самоидентификации.
  3. Здоровые границы. При неудовлетворении потребности человек во взрослом возрасте может испытывать недостаток самоконтроля и чувство собственной привилегированности.
  4. Свобода в выражении эмоций. Покорность, самопожертвование, эмоциональное подавление – это стандартные спутники лиц со схемами поиска одобрения.
  5. Спонтанность в игре. Это простая потребность в радости, возможности удивляться и удивлять, в отдыхе, отсутствии чрезмерного давления и перфекционизма. Ее неудовлетворение приводит к схемам, связанным со сверхактивностью и подавлением (например, неумолимые стандарты, негативизм, пунитивность).

Эти потребности могут не удовлетворяться из-за дефицита или переизбытка возможностей в коммуникации. Для формирования потребности в автономии неблагоприятны отстраненность родителя(-ей), а также сверх-контроль за поведением своего ребенка. Итоговая схема, которая будет состоять из своих уникальных доменов, может помогать в детстве, но становится дезадаптивной во взрослой жизни: условия изменились, а реакция на них – нет.

Модусы (режимы): какие роли мы играем?

Модусы или режимы – это текущие эмоциональные состояния и поведенческие реакции, которые активируются в конкретный момент. В отличие от схем, которые являются стабильными паттернами, модусы более динамичны и ситуативны. Они представляют собой состояния личности, которые выходят «на сцену» в ответ на определенные триггеры. Психологическая помощь направлена, в первую очередь, на понимание и изменение дисфункциональных модусов.

Выделяют следующие виды режимов:

  • детские – отражают различные состояния уязвимого или выражающего свои потребности ребенка;
  • дезадаптивные копинги: пытаются справляться со схемами, которые их негативно усиливают;
  • дезадаптивные родительские режимы ответственны за самокритику и самонаказание;
  • здоровый взрослый. 

Последний режим, а точнее его достижение, – является целью оказания психологической помощи. Человек при таком режиме способен удовлетворять свои базовые эмоциональные потребности «здоровым» образом, устанавливать границы, принимать ответственные решения, заботиться о себе и других, регулировать эмоции, а также давать волю модусу счастливого ребенка.

Как начать применять схема-терапию? Начните уже сегодня. Старт обучения для специалистов.