Базовое понятие данного подхода – это схемы. Данный термин подразумевает наличие у людей широких, всеобъемлющих и устойчивых паттернов воспоминаний, эмоций, когниций и телесных ощущений в отношении самого себя и своего взаимодействия с окружающим миром. Они формируются в раннем детстве или младшем подростковом возрасте, постоянно развиваются на протяжении жизни и постепенно приобретают свою специфическую дисфункциональность. Схемы воспринимаются как безусловно истинная внутренняя реальность, что приводит к саморазрушительному поведению, негативным поступкам и странным решениям. Они крайне устойчивы к изменениям.
Исследователи выделяют разное число схем, и этот список растет вместе с современными публикациями. Наиболее простой способ их классификации – это деление на домены, связанные с одной из пяти базовых эмоциональных потребностей.
5 доменов базовых потребностей: почему схемы возникают? Схемы формируются, когда в детстве не удовлетворяются базовые эмоциональные потребности. Эти потребности объединены в пять доменов:
Эти потребности могут не удовлетворяться из-за дефицита или переизбытка возможностей в коммуникации. Для формирования потребности в автономии неблагоприятны отстраненность родителя(-ей), а также сверх-контроль за поведением своего ребенка. Итоговая схема, которая будет состоять из своих уникальных доменов, может помогать в детстве, но становится дезадаптивной во взрослой жизни: условия изменились, а реакция на них – нет.
Модусы (режимы): какие роли мы играем?
Модусы или режимы – это текущие эмоциональные состояния и поведенческие реакции, которые активируются в конкретный момент. В отличие от схем, которые являются стабильными паттернами, модусы более динамичны и ситуативны. Они представляют собой состояния личности, которые выходят «на сцену» в ответ на определенные триггеры. Психологическая помощь направлена, в первую очередь, на понимание и изменение дисфункциональных модусов.
Выделяют следующие виды режимов:
Последний режим, а точнее его достижение, – является целью оказания психологической помощи. Человек при таком режиме способен удовлетворять свои базовые эмоциональные потребности «здоровым» образом, устанавливать границы, принимать ответственные решения, заботиться о себе и других, регулировать эмоции, а также давать волю модусу счастливого ребенка.
Как начать применять схема-терапию? Начните уже сегодня. Старт обучения для специалистов.