Застенчивый ребёнок

По мнению американского психолога Филиппа Зимбардо, который глубоко изучал проблему застенчивости, эта личностная черта свойственна каждому третьему ребёнку. В России таких детей можно встретить по несколько человек в одном классе. Они нерешительные и робкие, стесняются отвечать у доски при всём классе, не могут попросить о помощи и не проявляют инициативы. 

Таким детям сложно стать успешными учениками даже при высоких способностях. Это беспокоит родителей, которые боятся, что решительные и контактные сверстники оставят их ребёнка на обочине жизни. В подростковом возрасте положение ещё более усугубляется, вызывает массу неприятных переживаний и комплексов, что сказывается на полноценном формировании личности. Застенчивость может серьёзно осложнить планирование карьеры и создание семьи в более зрелом возрасте.

В качестве причин застенчивости рассматривают биологические и социальные факторы. У застенчивых родителей часто рождаются застенчивые дети, у энергичных и общительных родителей таких детей практически не бывает. Эта черта более характерна для тех, кто первым родился в семье, поскольку именно ему адресованы основные переживания и страхи взрослых. Профессор психологии Джером Каган обнаружил, что застенчивые дети имеют схожие физиологические и эмоциональные показатели развития на первом году жизни: учащённый пульс, высокая возбудимость, частый плач. В четыре года у них наблюдается более высокое давление, чем у сверстников, а во взрослом состоянии они чаще страдают от аллергий, включая сенную лихорадку и экзему. Это позволило учёному сделать вывод, что «гены застенчивости» и гены иммунной системы – звенья одной цепи.

Однако другие исследователи (например, Стивен Суоми) пришли к более оптимистичному результату. Они установили, что ситуация вполне поправима, если родители правильно ведут себя в подобных ситуациях.

Как помочь застенчивому ребенку?

  • Если проблема не проявляется очень остро, не заостряйте на ней внимания. Застенчивому ребёнку вообще не надо говорить об этом. Просто одному человеку нужна шумная компания, а другой предпочитает тишину и уединение, он не склонен общаться со всеми подряд. Друзья у таких детей появляются на основе общих интересов, в более старшем возрасте.
  • Последите за тем, как вы сами реагируете на жизненные ситуации и неудачи ребёнка. Возможно, ребёнок боится именно ваших эмоциональных проявлений, и ваши жизненные установки провоцируют его робость. Если воспринимать каждую разбитую чашку как трагедию, можно научить ребёнка бездействовать на всю оставшуюся жизнь. Проанализируйте также, не заставляете ли вы ребёнка публично исполнять что-либо, не слишком ли беспокоитесь при невыполненном задании, делаете ли вы что-нибудь за своего ребёнка, улаживаете ли за него конфликты, сравниваете его со сверстниками…
  • Разговаривая с ребёнком, поощряйте контакт взглядом, учите его смотреть в глаза собеседнику словами: «Посмотри на меня», «Я хочу увидеть твои глаза». Если ребёнку сложно это делать, пусть он смотрит на переносицу беседующего с ним человека. Постепенно он научится это делать смелее.
  • Застенчивым детям часто не хватает словарного запаса. Научите ребёнка простым фразам, которыми можно начинать и заканчивать разговор со всеми людьми. Отрепетируйте их, проговаривая дома по несколько раз.
  • Настраивайте ребёнка заранее на предстоящие события, проговорите заранее, что вы будете делать в ближайшее время.
  • У ребёнка может быть занижена самооценка, отсутствует уверенность в своих способностях. Поощряйте любые проявления активности, учите не бояться ошибаться и добиваться результата, пусть даже с десятого раза.
  • Развивайте самостоятельность вашего малыша. Начните с самых простых заданий, например, помочь вам сделать покупки в магазине, накрыть стол для гостей, ответить по телефону…
  • В школе попросите учителя облегчить ребёнку участие в тех мероприятиях, которые вызывают наибольшее напряжение. Таких детей лучше предупреждать заранее об опросе, или какое-то время спрашивать одних на перемене. Некоторые учебные задания ребёнок лучше выполнит в письменном виде. Расскажите об интересах вашего ребёнка. О них его легче будет спросить в классе.
  • Приглашайте друзей ребёнка в свой дом. В вашем присутствии он будет смелее налаживать отношения с ними. Хорошо если у вас есть младшие знакомые дети. С ними вашему ребёнку будет общаться легче.
  • Запишите ребёнка в кружок или секцию, где не высок дух соревновательности. Для него важна спокойная совместная деятельность, командные игры.
  • Верьте в своего ребёнка, и тогда ребёнок поверит вам!