Тайм-менеджмент – не трать время почем зря!

Вы можете поминутно восстановить свой день? Если взять карандаш, лист бумаги и записать все, что с вами произошло: каждую деталь, на которую вы потратили свое время? Это не просто риторический вопрос, а упражнение из тайм-менеджмента. 

Речь идет об искусстве, которое помогает эффективно организовывать своё время. Упражнение называется «похитители времени» и, если подойти к его выполнению серьёзно, то вы получите конкретное число в минутах вместо абстрактной фразы: «Я много сделал(а) за сегодня!».

Зачастую оказывается, что похитителей бесценного ресурса – времени – огромное множество. Утром уходит 10 минут на то, чтобы найти нужную блузку, в обед – еще минут 15 размышляем на тему: «а что бы приготовить?». Перед сном «залипаем» в телефоне на полчаса. Эти примеры банальны, но подобных им в течение всего дня набирается не на час–два, а иногда большую часть суток.

Тайм-менеджмент хоть и звучит серьезно, на самом деле доступен каждому, у кого есть желание грамотно обращаться со своим временем. С чего начать? Перечислим уловки, которые помогут улучшить самоорганизацию.

Тайм-менеджмент: организация времени

Во-первых, не стоит браться за дело, если невозможно ответить на вопрос, зачем оно вам нужно. Это весьма актуально для самоконтроля. Для того чтобы новая практика не стала очередной тратой ресурсов, прежде, чем приступить к ней, ответьте на вопрос: «Зачем я это делаю?». Пусть ваш ответ будет многоплановым. Пожалуйста, сформулируйте и совсем приземленную причину. Например, чтобы успеть сдать все отчеты до наступления нового года, и более абстрактную цель, которая будет отражать ваше отношение ко времени в целом для ощущения переживания полноты своей жизни. Важно понимать конкретность повода, по которому вы решили организовать свое время оптимально, также как и ценность данного процесса для оптимизации вашей жизни.

Во-вторых, не стоит забывать о характеристиках такого познавательного процесса как внимание. В среднем человек легко способен сконцентрироваться на определенном объекте 20 минут. После этого концентрация начинает снижаться и требуется гораздо больших усилий. Хороший помощник в этом процессе метод «pomodoro». Суть его проста. Поставьте будильник на 20 минут (или любое другое время, которое сочтете оптимальным) и занимайтесь делом до звонка будильника. В данном методе используется две психологических уловки: 20 минут человек спокойно удерживает внимание на высоком уровне, и возможно изначально оценить, сколько дел необходимо сделать (ведь «20 минут работы» звучит куда лучше, чем «подготовить проект по скучному предмету»). Но главная уловка заключается в следующем шаге! Заставить себя заниматься делом не так уж трудно. Куда сложнее не отвлекаться на долгие перерывы. Поэтому после 20 минут будильник должен прозвонить еще через пять минут, оповещая о том, что перерыв закончен. И так по кругу. Техника «pomodoro» привносит игровой момент, очерчивает точные границы активности, не позволяя устраивать часовые перерывы. Даже сложная задача воспринимается легче, когда она «делится», в данном случае, на временные интервалы.

В-третьих, на помощь приходит такой проверенный метод тайм-менеджмента как запись важных дел. Бумага – лучший друг самоорганизации. С целью избегания внеплановых похитителей времени и освобождения вас от раздумий о том, что нужно успеть, необходимо заранее все распланировать.

Время дано человеку для того, чтобы им наслаждаться, поэтому так важно ценить каждое мгновение!