Развитие волевых качеств у детей

Когда родители говорят об отсутствии воли у своего ребёнка, они чаще всего называют отсутствие у него целей и желаний, их беспокоит, что он нетерпелив, сдаётся при первых признаках трудностей, бросает начатое на половине, ничего не доводит до конца, пасует в напряжённых и конфликтных ситуациях, лишён амбиций и честолюбия. 

Беспокойство родителей абсолютно обосновано. Мы все знаем из собственной практики «Терпенье и труд всё перетрут!». Учёные Стэндфордского университета наблюдали 1500 одарённых детей в течение нескольких десятилетий. Они выявили, что только небольшая часть этих детей оказалась успешной в дальнейшей жизни. Этих детей ещё в школьные годы объединяло умение проявлять настойчивость и не сдаваться.

Как помочь своему ребёнку развить волевые качества?

  • Говорить о сознательном проявлении ребёнком волевого усилия мы можем только с 7-летнего возраста. Это связано с созреванием определённых мозговых структур. Но это не значит, что маленькие дети совсем не могут проявлять упорства и настойчивости. Чтобы начать формировать у ребёнка волевые качества сначала их нужно задать ему извне в виде правил поведения, определённых требований и запретов. Это не имеет ничего общего с домашней тиранией. Нужно чётко сформулировать ряд несложных требований к ребёнку, которые должны быть обязательно выполнены (соблюдение режима дня, уборка своей постели, сбор игрушек после игры, помощь по дому, уход за животными…). Пока малышу сложно привыкнуть к каждодневным обязанностям, родители могут делать их вместе с ним, обязательно подчёркивая его усилия, подбадривая, отмечая новые приятные моменты в овладении ими. Делайте это с улыбками, шутками, прибаутками, постепенно передавая обязанности полностью самому малышу. Ребёнок постепенно должен понять, что эти правила соблюдают и выполняют все, даже, если им не всегда этого хочется, тогда он станет делать их автоматически.
  • Маленьким детям предлагаемую работу лучше делить на этапы. Затем постепенно проходить этап за этапом, объясняя, что вы уже сделали, и что ещё осталось сделать. Обязательно доделайте начатое дело до конца. «Посмотри, сколько игрушек нам нужно собрать, давай ты уберёшь здесь, а я там. Вот ещё осталось немного. Какие мы – молодцы! Теперь в комнате порядок!».
  • Будьте готовы к тому, что контролировать выполнение ребёнком обязанностей вам предстоит довольно долго. Даже старшие дети иногда нуждаются в этом. Не придирайтесь, если ребёнок сделал не совсем так, как хотелось бы вам, но в тоже время требуйте, чтобы работа была выполнена до конца. Излишняя критика вызывает раздражение, формирует низкую самооценку, неуверенность, нежелание делать это ещё раз.
  • Мотивируйте ребёнка на трудовые подвиги, учите ставить цели. Коротко и ясно объясните, для чего нужно выполнить ту или иную работу, просите его помочь вам или кому-то, придумывайте поощрения за хорошо выполненное дело. Чаще используйте слово «настойчивость» – умение не сдаваться, упорный труд до завершения начатого дела». Лучшая мотивация – это успешно выполненная работа. Когда ребёнок почувствует успех, желание что-либо делать увеличиться в разы. Тут главное успевать подбрасывать различные задания и поручения. Успех – это уверенность в себе, хорошая самооценка, высокие цели. Учите ребёнка при этом не стесняться просить помощь, если она необходима.
  • Используйте поощрительную лексику, пословицы и поговорки: «Как помучишься, так и научишься», «Хочешь есть калачи – не сиди на печи», «В начале всегда трудно, не сдавайся!», «Почти получилось, попробуй ещё раз!», «У тебя получится, продолжай!»…
  • Подросткам лучше давать делать свой выбор. Например, вы его ставите перед фактом, что нужна помощь по дому. Дальше он может выбрать сам, что конкретно он будет делать.
  • Волевые качества у детей хорошо развиваются в совместных настольных, спортивных играх, в играх с правилами. Принимая правила игры, переживая победы и поражения, продолжая играть в любой ситуации, ребёнок усваивает модель волевого поведения и учится его применять в повседневной жизни.
  • Не забудьте про свой личный пример. Как у вас обстоят дела с волей при выполнении работы? Вы всегда доводите её до конца? А как обстоят дела у остальных членов семьи? Подумайте об обыденных ситуациях, которые вы могли бы использовать в качестве обучающих моментов для развития упорства и настойчивости.