Разные модели воспитания детей

Когда в семье появляется ребёнок, подавляющему большинству родителей хочется быть для него самыми лучшими и авторитетными людьми. Казалось бы, всё просто – сначала ухаживаешь за ребёнком, любишь, учишь его всему хорошему, ставишь на ноги, а в старости он восполняет тебе любовь и заботу. На практике всё может оказаться сложнее, чем ожидают родители 

В каждой семье детей любят по-своему, исходя из своих детских переживаний и жизненного опыта. Этот опыт может носить не всегда позитивный характер. Стараясь избежать одной крайности, родители неосознанно впадают в другую, что может приводить к искажённой любви и воспитанию.

Крайности родительского воспитания

Есть группа родителей, которые очень ответственно относятся к своим обязанностям и поэтому всё делают чрезмерным:

  • Слишком заботливые родители – ребёнок для них самое главное в жизни, всё, что они делают – ради него, они постоянно думают о его здоровье, делах, тратят на него большую часть своих денег, отказываются от многого тоже ради него. 
    Беспредельная любовь и забота родителей продиктована разными причинами: желанием дать ребёнку то, чего они были лишены в жизни сами; болезненностью ребёнка и страхом потерять его; нарушением супружеских отношений (когда ребёнок восполняет одного из супругов); желанием всегда видеть своего сына или дочь маленькими. Такое воспитание может привести к эгоистичности, инфантильности и несамостоятельности ребёнка в реальной жизни.
  • Слишком контролирующие родители – знают всё о своих детях, учат их, в первую очередь, послушанию и слову «нельзя». У детей в семье широкий круг обязанностей, который находится под контролем. Важны порядок и соблюдение традиций.
    Причинами подобного воспитания также могут быть страх взросления детей и страх их утраты, нереализованные амбиции взрослых и нарушенные супружеские отношения. В такой семье ребёнок постоянно находится в центре внимания взрослых, которые часто лишают его самостоятельности, ставя огромное количество запретов и ограничений.
  • Слишком строгие родители – полагают, что детей следует держать «в ежовых рукавицах», доброе слово помогает мало, дети должны не только любить, но и бояться своих родителей, нельзя безнаказанным оставлять ни одного плохого поступка ребёнка, потом за это он скажет «спасибо», иногда для наказания следует применять ремень.
    Такое воспитание чаще объясняется трудным детством, неудовлетворённостью, негативным опытом самих родителей. Дети, привыкшие к чрезмерной строгости старших, становятся бесчувственными, чтобы не реагировать на болезненные воздействия родителей, и несамостоятельными, поскольку не уверены в себе.
  • Слишком требовательные родители – часто поручают своим детям важные и трудные дела, нагружают их различными обязанностями вопреки их возрасту и потребностям.
    Чаще всего такое воспитание является вынужденным, из-за тяжёлых жизненных обстоятельств семьи. Повышенная моральная ответственность делает детей маленькими старичками, они становятся слишком серьёзными, строгими, ответственными, редко смеются, мало играют со сверстниками. В дальнейшем они и к своим родителям начинают относиться как к маленьким детям, которых нужно контролировать.

Но не все родители так старательны в вопросах воспитания.

  • Беспечные родители – часто не знают, что в данный момент делает их ребёнок, не нагружают его никакими домашними обязанностями, мало интересуются его успехами в детском саду и школе, пропускают родительские собрания. Они затрудняются сказать своему ребёнку «нет» когда это необходимо, полагают, что от наказаний мало толку, предоставляют ребёнку по собственному усмотрению решать, когда и куда пойти, на что потратить карманные деньги.
    Пренебрежительная позиция взрослых является следствием воспитательной модели, усвоенной в детстве от собственных родителей: «Со мной никто не нянчился, и ничего, вырос». Такие дети, оказавшись на периферии родительского внимания, часто являются прямыми кандидатами на попадание в асоциальную компанию.
  • Неуверенные родители – не знают и сомневаются, как поступать с ребёнком, постоянно оправдывают его, всю вину за плохое поведение берут на себя, не последовательны в своих требованиях, не могут настоять на своих решениях относительно воспитания.
    Воспитательная неуверенность является следствием слабости личности родителя, наличием у него чувства вины перед ребёнком, страха перед его яростным сопротивлением требованиям, страха потерять его любовь. В таких случаях ребёнок имеет массу прав при минимуме обязанностей, начинает этим пользоваться, манипулирует взрослыми, часто становится неуправляемым.
  • Усталые родители – считают воспитание детей тяжёлым и неблагодарным трудом, их утомляет общение с ними, они отнимают у них силы и здоровье.
    Дети для взрослых являются помехой в профессиональной и личной жизни. Они не хотят общаться с ребёнком, безразличны к его интересам. В результате дети усталых родителей ощущают себя помехой в жизни, вырастают робкими, неуверенными, с заниженной самооценкой, часто холодными, жестокими и равнодушными.

Перечисленные нарушения родительского воспитания не являются фатальными. Пока дети ещё растут, у взрослых есть шанс подправить вектор общения с ними и помочь друг другу уверенно идти по жизни.