Расстройство пищевого поведения у вашего ребенка

Поиск причин возникновения проблемы в пищевом поведении эффективен лишь в том случае, если это с большой долей вероятности способствует дальнейшему выходу из сложившейся деструктивной ситуации посредством исправления ошибок. В случае устранения последствий расстройства пищевого поведения на сегодняшний день не существует единой концепции его лечения. Каждый случай очень индивидуален. Если ребенок страдает нарушением пищевого поведения, то лучше оценить ситуацию и сконцентрироваться на дальнейшем плане совместных действий. 

Что делать, если Вы заметили у ребенка признаки расстройств пищевого поведения?

Во-первых, постарайтесь адекватно оценить степень расстройства пищевого поведения. Насколько резко похудел или поправился ваш ребенок? Возможно, его вес всегда был низким и, например, похудение для его телосложения и особенностей не является критичным? Как изменилось его поведение? Может быть, агрессивность, закрытость или любые другие эмоциональные проявления являются результатом изменений, связанных с его возрастом? Связано ли изменение пищевого поведения с какими-то событиями в его жизни? Обратитесь также к себе: почему вы заметили это именно сейчас? Что заставило вас обратить внимание на отношения вашего ребенка с едой и своим телом? Связано ли резкое похудение / прибавка в весе с физиологическими особенностями пубертатного периода, усилением / уменьшением физической нагрузки, неожиданными переменами в жизни вашей семьи?

Во-вторых, ни в коем случае не нужно винить себя и своего ребенка. На сегодняшний день существует большое количество теорий и психологических подходов из самых разных научных школ, предпринимающих попытку объяснения причин возникновения расстройств пищевого поведения. Например, исследования в когнитивно-бихевиоральном подходе акцентируют внимание на генетических и биологических факторах. Некоторые современные исследования посвящены выявлению генов, влияющих на эмоциональную регуляцию и пищевое насыщение. Теории в рамках психодинамической школы, такие как психоанализ, связывают эти расстройства с детско-родительскими отношениями на ранних и последующих стадиях развития ребенка. Существуют также объяснения в контексте социологии и социальной психологии, активно изучающие особенности влияния социального окружения на формирование личности. Безусловно, на возникновение той или иной проблемы влияет совокупность выделенных факторов. Не стоит упорно искать причины в «плохих» друзьях, влиянии интернет-ресурсов, особенностях истории вашей семьи, социальном положении. Также не даст эффекта и чрезмерная рефлексия и поиск причин того, как вы «неправильно» воспитывали ребенка. Бессмысленно винить себя в случившемся. Уже всё произошло.

Невозможно с точностью предугадать возможность какого бы то ни было влияния, степень подверженности ему вашего ребенка  и предотвратить опасность. Вы не можете, и это в определенном смысле является очень правильным для гармоничного развития личности вашего ребенка, полностью контролировать его жизнь и, как следствие, не всегда обнаруживаете факторы, которые не находятся в сфере вашего влияния, например, особенности его близкого окружения, образования, ситуации в стране, в которой вы живете, и т.д. Поэтому не нужно винить себя в том, что вы «не досмотрели» за своим ребенком или ему не повезло по причине того, что он «какой-то не такой». Это случилось, и нужно адекватно оценить ситуацию, степень подверженности ребенка пищевому расстройству и постараться не уделять много внимания причинам его возникновения.

Что делать при проблемах пищевого поведения у детей?

Поговорите с Вашим ребенком. Знание о признаках расстройства пищевого поведения и их проявлениях у ребенка еще не означает, что Вы можете самостоятельно ставить диагноз и предпринимать какие-то действия. О том, как выстраивать коммуникацию с ребенком, читайте в следующей статье. Дальнейшие действия во многом определяются результатами беседы с подростком. Однако можно придерживаться наиболее универсального плана способов коммуникации. Многие подростки, страдающие расстройством пищевого поведения, боятся признаться в этом близким людям. Это происходит в силу множества причин: вы недостаточно близки, он испытывает чувство стыда или вины, он в принципе закрыт и не любит говорить о своих проблемах и т.д. Но если вам удастся сделать первый шаг к обсуждению данной проблемы, то в любом случае это будет важный шаг в сторону совместной работы по избавлению от проблемы. Подросток может отреагировать агрессивно или спокойно, признать наличие или отсутствие у него проблем. Но он уже будет знать о том, что вы заметили у него некоторые признаки расстройства пищевого поведения и беспокоитесь об этом. В зависимости от близости ваших отношений с ребенком, он может довериться вам или, напротив, закрыться и отдалиться, но в результате разговора вы уже вступите в «общее поле» и сделаете первый шаг в том, что, скорее всего, именно вы станете первым партнером и соратником в борьбе с этой непростой проблемой.

В-третьих, если вы укрепились в своей уверенности о наличии расстройства у своего ребенка или вас все еще терзают сомнения, то стоит обратиться к психологу. Если ваш ребенок сопротивляется оказанию психологической помощи, на данном этапе полезным будет вам самим обратиться к специалисту. Он сможет направить вас в вашей проблеме, отследить свои эмоции и выстроить наиболее эффективную в данной ситуации линию поведения.

В-четвертых, не стоит пытаться самостоятельно контролировать пищевое поведение вашего ребенка. Если вы заметили, что подросток увлекается диетами (в данном случае неважно, худеет он на правильном питании или на рационе с жесткими ограничениями) или, напротив, переедает, не нужно навязывать или «случайно подсовывать» ему высоко- или низкокалорийную еду, уговаривать его съесть или отказаться от того или иного блюда. Ваше поведение может спровоцировать агрессию у подростка и иные формы сопротивления. Например, он может при вас съедать предлагаемую вами пищу, а позже «очищаться» посредством употребления слабительных, вызывания рвоты и т.д.). Что касается ограничительных действий при расстройствах пищевого поведения, не стоит также втайне от ребенка повышать калорийность его пищи – незаметно добавлять большее количество сахара, масла и т.д. Если подросток будет сидеть на диете и не видеть ее результата, это может вызвать у него еще большую тревогу, усугубить неуверенность в себе и желание еще сильнее «урезать» рацион.

Таким образом, наиболее важным правилом работы с расстройством пищевого поведения, которым следует руководствоваться родителям подростка с наличием или подозрением на изменения веса, является выстраивание максимально доверительных отношений со своим ребенком, принятие ситуации, а также последовательность и адекватность предпринимаемых действий.