Почему ребёнок врет?

Родителям может показаться странным, но педагоги и воспитатели довольно часто сталкиваются с тем, что дети врут. Причем не зависимо от возраста. Просто поводы у них разные. Для того, чтобы правильно реагировать на ложь ребёнка необходимо понять её причины. 

  • В 4–5 лет может наблюдаться «мнимая ложь». В этом возрасте ребёнок часто воспринимает и передаёт события так, как бы ему хотелось, чтобы они происходили, а не так как было на самом деле. Это временное состояние, оно проходит.
  • В дошкольном возрасте дети любят фантазировать и поэтому также иногда прибегают к преувеличению или придумыванию своего мира, в котором реализует свои мечты и желания.
  • Чаще всего дети обманывают, когда существует большая вероятность наказания, особенно по поводу оценок. Даже, если их серьёзно наказывали когда-то, а теперь нет, у них уже есть опыт наказания, который является барьером, чтобы говорить правду. Это характерно для любого детского возраста.
  • Иногда ребёнок лжёт, чтобы не расстраивать родителей. Если мама или бабушка весь вечер держатся за сердце и говорят как им плохо, навряд ли он захочет, чтобы ситуация повторилась.
  • Лживость может помочь отчаявшемуся ребёнку привлечь внимание взрослых, если другие способы уже не помогают.
  • Дети могут чувствовать зависть, обиду, злость по отношению к другим людям и таким образом выражают свой протест по отношению к ним.

Что делать, если ребенок врет?

  • Самое важное для вас – понять причину детской лжи. Лучше всего это сделать в доверительной беседе с ребёнком. Постарайтесь сохранять спокойствие, несмотря на эмоции, которые будут переполнять вас. Если вы немедленно выльете их на ребёнка, он может замкнуться или обидеться на вас и тогда разговор не состоится, а главное вы не сможете помочь ему. Если вам самим сложно понять причину поведения ребёнка поговорите с другими взрослыми, которые хорошо знают его.
  • Не называйте ребёнка вруном. Показывайте, что вы верите и доверяете ему, а то, что произошло, требует размышления и исправления: «Давай вместе подумаем, почему так произошло». Правильно поставленные вопросы помогут развить сознательность и честность: «По-твоему, это было правильно?», «Как ты думаешь, что я чувствую, когда меня обманывают?», «А что бы чувствовал ты на моём месте?», «Что будет в нашей семье, если мы не сможет верить друг другу?», «Если ты не будешь держать слово, как я смогу верить тебе?» и т.п. Только не переусердствуйте. Вопросов должно быть ровно столько, чтобы вы почувствовали, что ребёнок понял, почему это вас так беспокоит.
  • Не забывайте повторять детям и в другое время насколько важно говорить правду: «Все члены нашей семьи всегда должны быть честными друг с другом», «Если ты кого-то обманешь, то потеряешь доверие этого человека и не только его».
  • Если ребёнок ещё маленький и путает фантазию и ложь, спрашивайте его: «Это правда или ты это придумал?». Эти слова помогают понять детям, что следует отличать вымысел от реальности. Тогда дети признают, что немного присочинили.
  • Если ложь ребёнка связана с получением не тех отметок, которые вы от него ожидали, ответьте на несколько вопросов лично себе:
    • «Что означают для меня отметки моего ребёнка?»;
    • «Воспринимаю ли их я как мои собственные оценки?»;
    • «Что я чувствую, когда узнаю о плохих оценках своего ребёнка?», «Каковы мои первые реакции на это известие?»;
    • «Может ли мой ребёнок получать только хорошие отметки?».
  • За повторяющуюся нечестность можно ввести штрафные санкции: переделать задание, нарисовать или написать письмо с извинениями пострадавшему, написать пять доводов о пагубности и нечестности.

Если вы чувствуете, что проблема лжи лежит более глубоко, то следует обратиться к специалисту – психологу.