Плохой или хороший психолог – как определить

Слишком «холодный», слишком «заумный», слишком молчаливый, слишком разговорчивый – именно так клиенты описывают психологов, с которыми они вынуждены были прекратить взаимодействие. Многие люди достаточно категорично подходят к вопросу оценивания компетентности психологов, руководствуясь исключительно эмоциональным восприятием: если некомфортно, то психолог плохой – явный шарлатан, и ему не место в этой профессии. 

Но ведь имеется ещё множество нюансов, таких, например, как метод или стиль работы и специфика запросов. Может ли клиент легко и просто, спустя две-три консультации, отличить «настоящего» психолога от того, кто им только притворяется? Какую роль в этом играют эмоции клиента? На что необходимо обращать внимание при визите к специалисту?

Профессионализм психолога – специфика работы

В своей деятельности каждый психолог руководствуется применением оптимальных для него подходов и методов, имеет свой стиль работы, отдает преимущество определенному психологическому направлению. Помимо этого, у специалиста существует четко обозначенный спектр клиентских запросов, в которых он компетентен и способен работать. Каждый человек индивидуален, и, соответственно, не все психологические методы будут им одинаково успешно восприниматься.

Например, метод «арт-терапия» может получить эмоциональное отторжение от одного клиента, а для другого окажется комфортным в проведении и действенным в решении имеющихся проблем. В связи с этим, не всегда неприятие специалиста вызвано именно его личностными особенностями. Зачастую, подобные эмоции возникают по причине неподходящего для клиента метода работы, либо причина обращения недостаточно соответствует профессиональной направленности специалиста.

Указанное выше не подразумевает обязательное изучение обилия психологических методов с попытками применения их на себе. В данном случае речь идет об адекватной оценке компетентности психолога и специфике эмоционального отклика.

Никто не заставляет и не обязует клиента продолжать обращаться к психологу при отсутствии внутреннего благополучия и элементарного желания приходить снова и снова. Об имеющихся психологических барьерах можно сказать специалисту открыто, либо, в случае невозможности, заявить об этом напрямую (стеснение, боязнь обидеть и т.д.), сообщить о прекращении визитов. Хороший психолог поймет истинный посыл и не будет настаивать на обратном, насильно принуждая к совместной работе.

Отрицательный результат – тоже результат!

Эмоциональные реакции клиента не всегда свидетельствуют об отсутствии комфорта. Зачастую, процесс терапии или консультирования пробуждает гамму отрицательных эмоций, и это не всегда плохой признак. Ориентация только на позитивных ощущениях – неверный подход к определению профессионализма психолога. Негативные эмоции иногда могут свидетельствовать о том, что затронута больная тема либо уязвимое место, которое клиент, возможно, не собирался освещать на приеме у психолога. В случае, когда выявление определенных сопутствующих проблем оказалось болезненным для клиента, нахлынувшие отрицательные эмоции (гнев, обида, отчаяние, злость и др.) – абсолютно ожидаемое явление, и они направлены скорее в адрес трудностей, а не в отношении специалиста. В связи с этим важно уметь разграничивать эмоциональную направленность, не осуществляя перенос на психолога. Если вы ощутили вышеуказанные эмоции на приеме у специалиста, попробуйте задать себе вопрос: «Меня не устраивает психолог и мне неприятно с ним работать, или я не доволен собой?».

Как определить плохого психолога?

На самом деле, вне зависимости от того, в каком методе работает психолог и каков его стиль, есть несколько моментов, «звоночков», на которые стоит сразу обратить внимание.

Первый – это, конечно, образование. Если у психолога нет диплома о высшем профессиональном образовании по специальности «психология», «клиническая психология», а имеется только сертификат об окончании двухнедельных курсов для коучей, либо документ о дистанционной переквалификации, то такой «специалист», в лучшем случае, не сможет помочь в решении вашей проблемы.

Второй момент заключается в том, что немаловажной является информация, касающаяся профессиональной биографии психолога, о которой можно поинтересоваться напрямую. Хорошему психологу будет нетрудно разъяснить волнующие вас подробности его работы, а вот плохой психолог будет обеспокоен вопросом. Скорее всего, псевдопсихолог всеми способами будет пытаться уйти от ожидаемого ответа, пытаясь сменить тему разговора.

И третий момент. Если у психолога имеется необходимый диплом о высшем образовании, профессиональная биография достаточно обширная, а специалист часто переводит тему разговора на собственные проблемы, на каждой консультации вы многое узнаете об остальных клиентах, а в свой адрес вы часто видите или слышите насмешки, то в данном случае речь идет о несоблюдении психологом норм и принципов работы. Для успешного взаимодействия в деятельности специалиста соответствие этическому кодексу обязательно.

У каждого клиента свой хороший психолог

При наличии всех необходимых для подтверждения профессионализма психолога документов и профессионально обоснованного поведения, хочется добавить, что фраза «У каждого клиента свой психолог» реальна. Все люди разные, и кому-то важно, чтобы психолог по темпераменту был схожим с ним, кому-то необходимо наличие чувства юмора у специалиста. В данном случае речь идет о личностных особенностях, которые способствуют не только нахождению общего языка между клиентом и психологом, но и способствуют отсутствию внутреннего напряжения, о котором говорилось выше. Найти «своего» психолога бывает достаточно сложно, но возможно. Именно этого и хочется пожелать каждому, кто решил обратиться за помощью к специалисту этой помогающей профессии.