«Неформальный» возраст

Закончилась начальная школа, и многим родителям хочется сделать первый выдох в воспитание своего ребёнка – ведь он может быть уже вполне самостоятельным. Однако именно сейчас старшему поколению стоит набрать в лёгкие больше воздуха, чтобы благополучно прожить вместе с ребёнком следующий «переходный» этап его взросления. 

Переход от детства к юношеству сопровождается основным желанием подростка – общаться со своими сверстниками. Такое общение удовлетворяет основные потребности этого возраста: необходимость быть в курсе основных событий, получать информацию, которую не предоставляют взрослые, выработать навыки социального взаимодействия: умение отстаивать свои права и в тоже время подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с общественными. Эмоциональный контакт, полученный в результате общения со сверстниками, облегчает подростку автономизацию от взрослого, создаёт ощущение эмоционального благополучия и устойчивости.

Поэтому подростки часто становятся членами неформальных молодёжных объединений. Принадлежность к определённой субкультуре позволяет быть свободным в мышлении и поступках, выражать свои протестные чувства, быть не таким как все, чувствовать защищённость «своими».

Объединения молодёжи в группы происходит по различным критериям:

  • отличающиеся своим образом жизни и мировоззрением (индианисты, панки, готы, хиппи, растаманы);
  • последователи музыкальных стилей (металлисты, рэперы, панки, рокеры, готы, транс- культура);
  • связанные с компьютерными технологиями (геймеры, хакеры, юзеры) и компьютерными играми (ролевики, толкиенисты, геймеры);
  • связанные со спортом (спортивные фанаты, скейтеры, стрит-байкеры, роллеры, байкеры);
  • религиозные объединения (кришнаиты, индианисты, сатанисты);
  • социально-активные (общество защиты окружающей среды, пацифисты);
  • группы современного искусства (графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники);
  • ассоциально настроенные группы (люберы, панки, скинхеды);
  • и многие другие.

Что делать, если вы заметили интерес вашего ребёнка к неформальной группировке?

  • Не паниковать, а постараться собрать информацию об этой субкультуре, чтобы лучше понять, что привлекло в ней вашего ребёнка. Возможно, интерес чисто поверхностный (внешний вид). Лучше, если вы это сделаете вместе. Тем самым вы дадите почувствовать ребёнку, что вы его любите, дадите понять, что вам интересно то, чем он живёт.
  • Не критикуйте и не оскорбляйте кумиров подростка. Лучше вспомните, что волновало вас в его возрасте, поделитесь своими воспоминаниями с ним. Быть может, вы найдёте много общего.
  • Осторожно обсудите свои опасения вместе с ребёнком, если считаете его увлечение небезобидным. При этом используйте я-сообщения: «Меня беспокоит…», «Меня волнует…». Тем самым вы дадите почувствовать свою неподдельную тревогу за него.
  • Используйте увлечения подростка ему во благо. Это прекрасная возможность поговорить о спорте, здоровом образе жизни, музыке, выучить иностранный язык, развить свои способности в той области, которая интересует.
  • Ни в коем случае не приуменьшайте важности увлечения. Используйте его как повод стать ближе к подростку, даже если он будет сначала сопротивляться и отшучиваться. Будьте уверены, уже то, что вы начали говорить с ним о том, что его волнует в уважительной форме, прибавляет вам вес в глазах ребёнка.
  • Лучшее средство – профилактика. Предоставляйте возможность ребёнку общаться в безопасных кружках, секциях, дружеских компаниях. Будьте в курсе того, с кем он дружит, что смотрит, слушает. При этом подросток имеет право на свою точку зрения, своё видение ситуации. Уважайте его позицию, и у него не будет повода полностью удаляться от вас.

Однако если ваш ребёнок попал в секту или политизированную группировку, то следует действовать жёстко и решительно (изолировать его любым способом). При этом вначале проконсультируйтесь у специалистов.