Кто такой зависимый ребёнок?

Для него характерны отсутствие инициативы, пассивность, предоставление другим детям и взрослым принимать за него решения, готовность подчинять свои потребности требованиям лиц, от которых зависит. Он склонен к самоуничижению, не способен предъявлять прямые требования к своим покровителям. 

Зависимость и несамостоятельность могут стать устойчивыми чертами характера ребёнка и проявиться не лучшим образом уже во взрослой жизни.

Как проявляет себя зависимый ребёнок?

Социальная инфантильность такого ребёнка часто является весьма привлекательной для окружающих, поскольку он обладает искренне услужливым и дружелюбным характером, склонен к подчинению, «цепляется» за поддерживающих его лиц.

По мнению психологов, зависимость начинает формироваться ещё в младенческом возрасте, когда складываются отношения между матерью и ребёнком. Слишком тревожные мамы часто неосознанно формируют зависимое поведение у детей. В дальнейшем зависимость становится устойчивой чертой личности и если в младшем школьном возрасте воспитание не меняется, то закрепляясь в подростковом возрасте, она сохраняется во взрослой жизни.

Американский психолог Т. Миллон выделил условия, в которых формируется зависимость как личностная черта:

  • Мирный темперамент ребёнка, когда он послушен, избегает пререканий и межличностных конфликтов.
  • Подчинённость в межличностных отношениях: потребность в опекающей, более сильной фигуре, без которой испытывает тревогу и беспомощность, склонность к примирению и самопожертвованию.
  • Неадекватное представление о себе: воспринимает себя слабым и малоэффективным, не уверен в своих способностях и компетентности.
  • Испытывает снисходительное и наивное отношение к трудностям в общении, сглаживает конфликтные события.
  • Отсутствует инициатива, отдаёт предпочтение пассивному, небогатому событиями стилю жизни, избегает ситуаций самоутверждения, отказывается брать на себя ответственность.

Есть несколько «нельзя», которые необходимо помнить родителям, чтобы не формировать зависимое поведение у своих детей:

  • Нельзя выполнять вместо ребёнка, то, что он уже в состоянии или должен делать сам. Можно немного помочь, направить его.
  • Нельзя воспринимать неудачу ребёнка как великую трагедию. Часто именно негативное отношение родителей к первым неудачам что-либо сделать, вызывает страх и неуверенность у их детей. Ребёнок имеет право на ошибку – он только учится. Не получилось с первого, получится с десятого раза.
  • Нельзя излишне критиковать работу ребёнка. Конечно, он её вряд ли сделает так, как вы, но ваша фраза «Уйди, я лучше сам сделаю!» отобьёт у него желание вообще что-либо делать.
  • Нельзя всё время контролировать, что, как, с кем делает ребёнок. Если вы уверены в его безопасности, предоставьте ему возможность побыть без вашей опеки и явного контроля и самому справиться с небольшими трудностями.
  • Нельзя заставлять ребёнка зависеть от вашего настроения. Если у вас на работе неприятности не следует нести их в дом и выливать свой гнев на домашних. Иначе дети будут со страхом ожидать, в каком настроении придёт сегодня мама, и смогут ли они провести вечер в спокойной обстановке.
  • Нельзя постоянно навязывать детям чувство вины: «Я тебе говорила, а ты …», «Вот если бы ты тогда …», «Что ты будешь без меня делать …», «Если бы не ты …», «Вечно ты …» и т.д.

Что можно и нужно делать:

  • Поощрять любую инициативу и самостоятельность ребёнка! Чем чаще и больше он будет что-либо делать (в соответствии со своим возрастом), тем быстрее начнёт получаться. А когда получится – «вырастут крылья за спиной», появится новая мотивация и уверенность. Не забывайте хвалить за проявленную инициативу, подчёркивайте, как важна его помощь для вас.
  • Чаще спрашивайте ребёнка «А как ты думаешь?». Покажите, что его мнение важно для вас, даже если оно иное. Учите аргументировать свой выбор.
  • • Иногда ставьте ребёнка в ситуацию выбора, когда решение будет зависеть только от него (какую рубашку надеть, какой мультфильм посмотреть, какой ужин приготовить). В старшем возрасте дети могут принимать участие в выборе места отдыха, в покупке дорогих вещей. Тогда ваша помощь может заключаться в том, чтобы помочь прийти к взвешенному продуманному решению.
  • Учите не бояться отвечать за свои поступки. Тут важна ваша реакция на событие, следует спокойно и уверенно говорить и наказывать ребёнка: «Ну, раз не успел сделать – придётся это делать сейчас вместо мультика».
  • Учить ставить перед собой цели и постепенно двигаться к ним.

Этих рекомендаций следует придерживаться всем членам семьи. Только ваши согласованные действия помогут ребёнку уверенно идти по жизни.