Консультация психолога: мифы и реальность

На сегодняшний день становление психологической науки и практики в современной России преодолело множество непростых этапов – начиная от застоя, связанного с распадом СССР, и заканчивая принятием в 2012 году этического кодекса психолога. Многие проблемы были решены за это время, но многие вопросы, в том числе, вопрос о позиции психолога по отношению к клиентам и их заблуждениям, остались решенными только на бумаге. В этой кратком обзоре хотелось бы противопоставить представления о психологическом консультировании типичного клиента, в первый раз приходящего на консультацию и профессионального психолога, знающего процесс изнутри. 

Пожалуй, это может оказаться полезным для обоих потенциальных участников процесса консультирования, а также для тех, кто пытается совмещать подход психолога-консультанта и подход человека, который просто хочет заработать денег. Иными словами, попробуем сравнить условно «психологическую» и «бизнес» модель психологического консультирования.

Формат и культура оказания психологических услуг в нашей стране начинает устанавливаться последние полтора десятка лет. Подходы к работе с другим человеком, которые имеют длительную историю развития на западе, стали по-настоящему доступными для специалистов – увеличилось количество переводов книг, появилась возможность активно взаимодействовать с зарубежными коллегами и учиться у них. И если в профессиональной среде все это только-только обрело какую-то форму, то в отношении клиентов говорить об этом рано. Психолог-консультант зачастую продолжает оставаться для человека, обратившегося к нему, всезнающим наставником, который понимает все с полуслова, который ставит диагнозы, дает советы, которые всегда срабатывают. Не случайно подобный образ вовсю осмеивается в интернете и социальных сетях под шутливым названием «тыж психолог».

Поэтому для консультанта сейчас одна из главных задач – научить клиента правильно понимать суть психологического консультирования, научить человека быть клиентом, чтобы процесс действительно смог принести последнему пользу. При этом клиент фактически, имеет право быть неправым, имеет возможность заблуждаться. Однако с помощью консультанта он имеет выбор – оставаться верным своим заблуждениям о психологической помощи или же быть готовым помогать себе, учиться справлять с трудностями.

Если же главная цель – заработать деньги, то такой консультант не всегда будет заинтересован в том, чтобы просвещать клиента. В таком случае формула «клиент всегда прав» превращается в фактическое потворство невежеству, а процесс консультирования – максимум – в облегчение текущего состояние клиента, без работы с причинами, лежащими под поверхностью. В сообществе психологов, в целом по нашей стране, сейчас превалирует ценность просветительской работы. Психолог-консультант, поощряющий вторую модель, потенциально обречен стать персоной нон-грата в профессиональной среде, даже если рядом с ним будет толпа довольных клиентов, которые уже не могут решать свои личностные проблемы без вмешательства такого «специалиста».

Понятно, что поиск клиентов по консультированию требует определенных затрат на рекламу, в том числе необходимо продумать, как презентовать себя потенциальным клиентам. К сожалению, на этом этапе чаще всего может возникать указанная выше дилемма: потворствовать предрассудкам или работать над их устранением. Как и во многих подобных случаях, многообещающая реклама приведет к консультанту клиентов, которые по тем или иным причинам не могут взять ответственность за себя и свои поступки. Психологически грамотный человек или просто имеющий другие запросы, по-видимому, обойдет подобные объявления стороной, закономерно ожидая подвоха, так как такой формат больше походит на газетные объявления, в которых различные сомнительные «специалисты» предлагают услуги и методы, лежащие за пределами научно обоснованных и эмпирически проверенных методов практической психологии.

В отношении непосредственной работы с клиентами с позиции двух рассматриваемых моделей можно сказать следующее. Подобные запросы и отношение к консультированию – уже указанная выше попытка уйти от принятия на себя ответственности – может быть важным проявлением личности клиента, связанной с причинами возникших затруднений. На что полезно обратить внимание и с чем можно работать? В рамках модели поощрения предрассудков работа со столь важным проявлением может не проводиться. Какие-то внешние проявление глубоких проблем прорабатываются раз за разом, и клиент становится чрезвычайно зависим от такого консультанта. Он будет приходить к нему каждый раз, когда снова не сможет справиться со своими сложностями. Такой подход приводит к появлению постоянных «стабильных» клиентов, но в какую ловушку они попадают?!

Подводя итоги, хотелось бы закончить следующими словами. Сейчас в психологическом сообществе выработаны определенные нормы поведения в отношении предрассудков, которые могут существовать об образе потенциального клиента. Работа с этими предрассудками необходима, потому что в противном случае не достигаются цели, стоящие перед консультантом – помощь клиенту, предоставление ему пространства и информации для того, чтобы научиться справляться со сложностями. Чудес, в обыденном понимании, не бывает. Мы можем многого добиваться сами. Психолог-консультант – не волшебник, но специалист, который помогает «разложить все по полочкам» и взглянуть на сложившуюся ситуацию «под другим углом». Можно, конечно, потворствовать существующим предрассудкам и обещать многого, как это делают шарлатаны и непрофессионалы. Однако такое поведение закономерно вызовет неодобрение со стороны профессионального сообщества, а также не принесет долговременной пользы клиентам.

Литература:

  • Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб., 2000.
  • Роджерс К. Консультирование и психотерапия. – М., 2006.
  • Этический кодекс психолога рпо.рф