Сохранение теплых отношений между детьми и родителями важно на протяжении любого возраста ребёнка. Когда он маленький, то нуждается в любви, заботе, ласке и поддержке. Когда взрослеет – в добром слове, совете, сочувствии, доверии, защите. Особенно тёплые и дружеские отношения необходимы в кризисные периоды развития, только тогда родители смогут сохранить доверие своих детей и повлиять на их дальнейший выбор. Если такие отношения не сложились, дети перестают рассказывать взрослым о себе, замыкаются в собственных чувствах и переживаниях, сами справляются со своими бедами. Тогда происходит душевный разрыв с родителями, утрачивается связь с семьёй, меняется система ценностей.
Основные правила, которые позволяют взрослым передать ребёнку свою любовь, заботу и внимание:
Степень контроля за ребёнком зависит от количества правил, которым он должен подчиняться. Чем больше правил, тем выше контроль. Иногда количество требований явно несоизмеримо с возможностями ребёнка. Если требований будет слишком много, ребёнок будет сильно уставать и начнёт резко бунтовать против них. В случае отсутствия обязанностей ребёнок не получит трудовых навыков, опыта самоограничения и ответственности. Поэтому родителям необходимо выработать согласно возрасту ребёнка определённый круг его обязанностей. Они могут касаться учёбы, заботы о собственном здоровье и внешнем виде, самообслуживании, участии в домашнем хозяйстве, в общих семейных делах. Требования могут быть постоянными и временными, они должны постепенно усложняться.
Существуют также требования-запреты, которые устанавливают то, что ребёнок не должен делать: не шуметь, когда кто-то спит, не гулять позже положенного времени, не ходить в верхней одежде по квартире, не перебивать старших, не обманывать, не опаздывать и т.п. Эти требования помогут ребёнку научиться вести себя в социуме. Иногда родителям кажется, что дети сами догадываются, что следует делать, а что нет. Но это не так. Поэтому следует в разговоре с детьми знакомить их с различными правилами, в том числе эстетическими и нравственными. В этом может помочь художественная литература.
В конечном итоге требования-запреты определяют уровень самостоятельности ребёнка, возможность самому в дальнейшем выбирать способ поведения.