Как стать уверенным родителем

Любому ребёнку для физического и психического благополучия нужны крепкая семья и сильные родители. Взрослым, чтобы чувствовать себя уверенно и ощущать радость от воспитания, необходимо научиться создавать тёплые отношения с детьми и осуществлять за ними оптимальный уровень контроля. 

Сохранение теплых отношений между детьми и родителями важно на протяжении любого возраста ребёнка. Когда он маленький, то нуждается в любви, заботе, ласке и поддержке. Когда взрослеет – в добром слове, совете, сочувствии, доверии, защите. Особенно тёплые и дружеские отношения необходимы в кризисные периоды развития, только тогда родители смогут сохранить доверие своих детей и повлиять на их дальнейший выбор. Если такие отношения не сложились, дети перестают рассказывать взрослым о себе, замыкаются в собственных чувствах и переживаниях, сами справляются со своими бедами. Тогда происходит душевный разрыв с родителями, утрачивается связь с семьёй, меняется система ценностей.

Как передать ребенку заботу, внимание и любовь?

Основные правила, которые позволяют взрослым передать ребёнку свою любовь, заботу и внимание:

  • Самодисциплина родителей. Известно, что дети обучаются, подражая взрослым. И то, что вы им говорите часто менее важно того, что вы им демонстрируете в повседневной жизни. Если взрослые соблюдают режим дня, дисциплину, пунктуальны и аккуратны, то сопротивление детей установленному порядку будет лишь временным явлением.
  • При общении с ребёнком используйте контакт глаз. Только когда вы смотрите в глаза друг другу можно передать нечто важное и необходимое. При разговоре с ребёнком сядьте напротив, так чтобы ваши глаза были на одном уровне. Дети в такой момент чувствуют значимость для своих близких, уважение со стороны взрослых к своим эмоциям и переживаниям. Люди, не привыкшие смотреть в глаза, испытывают серьёзные трудности в общении с другими, хуже справляются с конфликтными ситуациями.
  • Общаясь с ребёнком, не забывайте о тактильном контакте с ним. Для маленьких детей важны поглаживания, укачивания, растирания, лёгкие подбрасывания. Они развивают сенсорную систему малыша, его мозг и тело. В более взрослом возрасте можно прижать ребёнка к себе, потрепать по плечу, дотронуться до руки, приобнять. Это покажет подростку, что вы его любите и поддерживаете. Исследователи подсчитали, что для хорошего самочувствия даже взрослому человеку необходимо не менее девяти объятий в день.
  • Ощутить себя любимым и значимым членом семьи поможет безраздельное внимание к ребёнку. Оно означает, что хотя бы 20-30 минут каждый день родитель посвящает только ему. При этом взрослый не отвлекается ни на посторонние разговоры, ни на телевизор, не утыкается в компьютер или газету, не занимается домашними хлопотами. Ребёнок должен почувствовать, что он один на один с мамой или папой. В такой момент он самый главный для них. Можно почитать вместе книгу, прогуляться по парку, просто поговорить. В случае неудовлетворённости такой потребности ребёнок будет чувствовать постоянное беспокойство, ему будет казаться, что всё остальное в мире гораздо важнее его самого. Если в семье несколько детей, такое время необходимо предоставлять каждому ребёнку.

Степень контроля за ребёнком зависит от количества правил, которым он должен подчиняться. Чем больше правил, тем выше контроль. Иногда количество требований явно несоизмеримо с возможностями ребёнка. Если требований будет слишком много, ребёнок будет сильно уставать и начнёт резко бунтовать против них. В случае отсутствия обязанностей ребёнок не получит трудовых навыков, опыта самоограничения и ответственности. Поэтому родителям необходимо выработать согласно возрасту ребёнка определённый круг его обязанностей. Они могут касаться учёбы, заботы о собственном здоровье и внешнем виде, самообслуживании, участии в домашнем хозяйстве, в общих семейных делах. Требования могут быть постоянными и временными, они должны постепенно усложняться.

Существуют также требования-запреты, которые устанавливают то, что ребёнок не должен делать: не шуметь, когда кто-то спит, не гулять позже положенного времени, не ходить в верхней одежде по квартире, не перебивать старших, не обманывать, не опаздывать и т.п. Эти требования помогут ребёнку научиться вести себя в социуме. Иногда родителям кажется, что дети сами догадываются, что следует делать, а что нет. Но это не так. Поэтому следует в разговоре с детьми знакомить их с различными правилами, в том числе эстетическими и нравственными. В этом может помочь художественная литература.

В конечном итоге требования-запреты определяют уровень самостоятельности ребёнка, возможность самому в дальнейшем выбирать способ поведения.