0
Корзина
Кабинет

Идём к успеху без перфекционизма

Перфекционизм – стремление к совершенству часто становится не помощником, а тормозом эффективной деятельности человека, особенно детей и подростков. Излишняя мотивация, желание добиться успеха, справиться с заданием наилучшим образом часто вызывает парализующий страх сделать ошибку и при неудачах приводят к полному отказу от деятельности. 

Мичиганские учёные, изучая успешность в учёбе американских и азиатских детей пришли к выводу, что дети-азиаты добиваются больших академических успехов благодаря воспитанию в них огромного упорства и умения не позволять ошибками свести усилия на нет. Родители и школа внушают им с детства, что в основе успеха лежит старание, что ошибки неизбежны в любой деятельности, их следует использовать как средство достижения лучших результатов. Американская система воспитания наоборот, особый упор делает на оценках и баллах, на конечном результате. Как итог, американские дети обладают меньшим объёмом внимания, чаще проявляют завышенные требования, быстрее сдаются.

Итак, чтобы помочь ребёнку стать успешным ему следует дать понять, что ошибки не означают поражение, они помогают совершенствовать навыки, показывают новые пути развития. Успешные люди не позволяют выбивать себя из колеи и продолжают двигаться к своей цели, упорно преодолевая различные трудности.

Как избавиться от перфекционизма и чувства вины?

Несколько стратегий, чтобы помочь ребёнку быстро восстанавливаться после неудач:

  • Разрешайте делать ошибки. Вовремя объясните ребёнку, что с первого раза ни у кого не получается сделать что-то хорошо, что успех приходит постепенно, поэтому следует продолжать оттачивать свои навыки. Повторяйте снова и снова: «Не страшно сделать ошибку».
  • Не кричите, не стыдите, не критикуйте, не высмеивайте ребёнка. Дети сами обычно стараются сделать задание хорошо, и ошибки им также неприятны. Именно неправильная реакция взрослых отбивает у них желание продолжать свою деятельность.
  • Поддержите ребёнка словами и действиями, когда он совершил ошибку, покажите, что верите в него: «Я вижу, что ты старался», «Я знаю, ты можешь. Поработай ещё немного», «Наверное, ты уже устал, давай это отложим до завтра». Расскажите, как много было различного материала испорчено, прежде чем появлялись на свет великие шедевры искусства и техники. Но люди не сдавались и шли дальше.
  • Научите ребёнка самого себя подбадривать какой-нибудь фразой: «Спокойствие, только спокойствие!», «Все ошибаются», «Это можно исправить», «Ничего, получится в следующий раз», «Нужно ещё потренироваться».
  • Расскажите своему ребёнку, как вы ошибались в своём детстве. Дети любят слушать о том, что взрослые тоже когда-то были маленькими и переживали похожие ситуации. Вспомните, научились ли вы приёмам, которые помогли вам справиться со своими неудачами. Продемонстрируйте их своим детям. Научите их пользоваться ими.
  • Покажите на личном примере, как вы справляетесь со своими ошибками сейчас. Разберите с ребёнком какую-нибудь ситуацию, объясните: «Моя ошибка заключалась в том, что я …». «По-моему, я пересолила сегодня суп, придётся нам больше съесть хлеба», «Похоже, я где-то ошибся в расчётах, надо пересчитать снова».
  • Учите ребёнка ставить цели, которые он действительно может достичь. Обсудите с ним, как он хотел бы этого добиться. Интересуйтесь, как продвигаются дела на пути к цели. Искренне порадуйтесь за него, когда он её реализовал.