Детская игровая зависимость

Играть любят и взрослые и дети. Игра оказывает мощное воздействие на развитие психики человека, его двигательных навыков, высших психических функций, эмоций, творческих способностей. Игра позволяет снять физическую усталость, утолить эмоциональный голод, помогает в овладении социальным опытом, она связана причинно-следственными связями с учением, трудом, наукой, искусством, физической и спортивной деятельностью. 

Для игры нужен игрок, который в соответствии с правилами вступает в единоборство с соперником (с компьютером, с предметом, с самим собой). Результат борьбы непредсказуем. Поэтому в процессе игры идёт мобилизации способностей человека, которая поддерживается желанием победить, обыграть соперника, решить головоломку и превзойти себя самого. Склонность к риску, стремление к острым эмоциональным переживаниям свойственны многим детям и подросткам. Поэтому нередко учащиеся подросткового возраста начинают массово увлекаться азартными играми. Иногда увлечение достигает уровня страсти. Тогда игрок отдаёт ему всё своё свободное время, он уже не может думать ни о чём другом, у него наблюдается деформация эмоционально-волевой сферы, искажается система ценностей. Если лишить такого подростка возможности предаваться любимому занятию у него наступает состояние психологического дискомфорта близкое к наркотической абстиненции: вспыльчивость, раздражительность, двигательное беспокойство, происходят глубокие психофизиологические сдвиги в организме.

По ряду исследований азартными играми (в том числе компьютерными) увлекаются, прежде всего, подростки с неблагополучным развитием. Это те, кто не могут самоутвердиться в других видах деятельности из-за отсутствия соответствующих способностей или из-за конфликтных отношений с педагогами и одноклассниками, те, кто не приучены и не могут с пользой распорядиться своим свободным временем. Недостаточный контроль со стороны взрослых, неудовлетворённость своим положением в семье также толкает подростка к ложной самостоятельности. У этих ребят наблюдаются такие психологические образования как сильная мотивация престижа, честолюбие, выраженная потребность в острых ощущениях, жадность, зависть. Ощутив в игре «вкус удачи» подросток желает получить вновь то удивительное состояние, когда случай определяет победу или поражение, а ум лихорадочно определяет шансы на успех. Потребность пережить бурю эмоций, состояние «душевного подъёма» закрепляется, смена удачи и поражения будоражит дальнейшее воображение. Кроме того, таким способом ты можешь приобщиться к миру взрослых, попасть в определённую группу, и тогда от игры отказаться уже не просто. Если сначала подростка привлекает сам процесс игры, а не связанные с ней бонусы, то постепенно происходит «сдвиг мотива», игра становится уже не целью, а средством получить материальные и моральные блага – выиграть деньги, самоутвердиться в кругу сверстников.

Как помочь ребенку избавиться от игровой зависимости?

  • Другие игры – подвижные, интеллектуальные, любые развивающие, в соответствии с возрастом ребёнка. Взрослым следует играть самим и приучать детей играть в полезные интересные игры, вносить элементы игры в традиционные формы деятельности.
  • Благоприятный психологический климат в семье, совместные занятия туризмом, спортом, творчеством, трудом, неравнодушное отношение к интересам и проблемам друг друга.
  • Формировать неприятие к азартным играм, бесцельному просиживанию у компьютера, пустому времяпрепровождению.