Дети и деньги

Если мы, взрослые люди, задумаемся о том, какие заботы нас волнуют сегодня, то увидим, что чаще всего это материальные проблемы. Необходимо кормить, одевать, учить, лечить членов семьи – всё это беспокоит нас и требует больших затрат. Надо понимать, что тревожащие нас проблемы не могут оставаться незамеченными для наших детей. Постепенно у них формируется собственное отношение к деньгам. 

Если не обращать внимание на этот процесс, не влиять на него, то однажды мы можем не узнать своих повзрослевших детей, столкнувшись с их системой ценностей, сформировавшейся незаметно для нас.

Как сформировать отношение детей к деньгам?

Нужно ли знакомить ребёнка с семейным бюджетом, когда начинать?

По мнению психологов, к окончанию начальной школы ребёнок должен иметь представление о семейном бюджете в целом. Не надо думать, что ребёнок не дорос до понимания столь серьёзных вопросов, современные дети хорошо ориентируются в окружающей действительности. Рассказывайте детям о том, какие статьи расхода у вас имеются: питание, одежда, коммунальные платежи, мобильная связь, интернет, развлечения и праздники, поездки в отпуск, лечение и обучение, хобби и другие. Важно объяснить, что есть в семейном бюджете расходы, которые нельзя сокращать (траты на питание, обучение, коммунальные платежи). Но в тоже время есть расходы, которые можно менять в сторону уменьшения или увеличения (не покупать в этом месяце понравившиеся обновки, а сделать ремонт на кухне).

Первая серьёзная материальная ответственность появляется у ребёнка с момента поступления в школу. Совместные покупки для школы – лучший способ научить ребёнка рационально расходовать деньги.

Начиная со второго класса целесообразно делать закупку школьных принадлежностей совместно с ребёнком. При этом вы получаете сразу несколько воспитательных возможностей:

  • Во-первых, дети хорошо знают, что им требуется приобрести для занятий в школе. Сначала поручите ребёнку составить список товаров, которые нужно приобрести для школы. Пусть он проверит, что у него осталось с прошлого учебного года, а что требуется купить. Откорректируйте этот список вместе с ребёнком и отправляйтесь в магазин.
  • Во-вторых, вы научите ребёнка в магазине выбирать запланированные товары соответствующей цены и качества. Ведущая роль здесь принадлежит ребёнку, вы – советчик и консультант. Научите его при выборе сверяться с предварительным списком, и не покупать яркие, но бесполезные вещи: «Сейчас мы выбираем товары для дела, эта вещь тебе не пригодиться на уроках». Обращайте внимание ребёнка на то, что аналогичные предметы имеют разную стоимость. И если ему понравилась дорогая красивая тетрадь, то с целью экономии, вам придётся купить пенал или альбом дешевле, чтобы не выйти за рамки оговоренной суммы.
  • В-третьих, дети ощутят себя взрослыми, и у них повысится чувство ответственности.
  • В-четвёртых, в последствие они легко будут справляться с покупкой школьных принадлежностей самостоятельно. И не только их.

 Нужны ли ребёнку деньги на карманные расходы?

Такая потребность часто возникает, когда ребёнок начинает ходить в школу и самостоятельно передвигаться по городу. Карманные деньги придают детям уверенности в себе, ощущение независимости, приучают к терпению и планированию (если нужно откладывать на значимые вещи). При этом следует помнить:

  • Когда вы решаете обеспечить своего отпрыска карманными деньгами, обязательно побеседуйте с ним о том, что ему при этом нужно быть внимательным, аккуратным и ответственным. Нужно сразу объяснить, что нельзя оставлять деньги на виду и без присмотра, давать их в долг или занимать у других, никогда не играть на деньги.
  • Количество выдаваемых денег должно соответствовать вашему бюджету и возрасту ребёнка (не ущемлять и не баловать).
  • Оговорите с ребёнком сумму, которую вы даёте и на какой срок (на день, на неделю).
  • Наблюдайте, анализируйте и мягко контролируйте расходы ребёнка, не вторгаясь в его личное пространство без особой необходимости. Беседуя с ним о прожитом дне, поинтересуйтесь, покупал ли он что-то, сколько денег у него осталось. Ваша задача – построить доверительные отношения, чтобы ребёнок рассказывал вам сам, на что он тратит деньги, а вы были в курсе событий.

Нужно ли премировать детей?

Выбор зависит от мировоззрения родителей. Можно только посоветовать: ориентируйтесь на индивидуальные особенности ребёнка. Пока он учится в начальных классах, нужно сформировать серьёзное и ответственное отношение к учёбе, а не заниматься материальным стимулированием. В старших классах уже возможны варианты. Но помните:

  • В формировании навыков хорошего поведения предпочтительны моральные, а не материальные поощрения. Родителям не следует «покупать» хорошее поведение детей.
  • Категорически не рекомендуем вам платить ребёнку за помощь по дому. Ведь внутри семьи у всех равные права и обязанности.
  • Ребёнка можно стимулировать (морально и материально) за успехи и достижения в творческих и спортивных занятиях, за учёбу. Под премией понимать не только денежное вознаграждение, но и подарки.