Причина возникновения проблем в воспитании:
- Существует эмоциональное отвержение ребенка членами семьи. Он по разным причинам мало радует родителей, и они это ему демонстрируют.
- У ребенка недостаточный телесный контакт с ребенком.
- Ребенок начал подражать родителям: увидел и стал перенимать отрицательный пример.
- В семье периодически кто-то из членов семьи демонстрирует агрессию: от вербальной – до физической.
- У ребенка не сформированы понятия «моё» и «твоё».
- У ребёнка отмечается нарушение коммуникации со сверстниками.
- Ребёнок пытается кому-то подражать.
- В процессе воспитания у ребенка не были сформированы морально-нравственные представления.
- Беря чужие вещи, ребенок стремится привлечь к себе внимание родителей или других значимых людей.
- За счет присвоения чужих вещей ребенок старается компенсировать свою заниженную самооценку.
Общие рекомендации:
- Регулярные беседы родителей с ребенком о личных и чужих вещах.
- Родителям важно совместно с психологом проанализировать свои воспитательные действия и высказывания при общении с членами всей семьи.
- Родителям следует помнить, что ребенок всегда подражает старшим. Он наблюдает за ними и не всегда осознано копирует.
- Поощрять телесный контакт с ребенком, который становится дополнительным средством общения.
- Следить за сбалансированным сочетанием критики и похвалы при воспитательном воздействии на ребенка.
- С помощью психолога можно научиться позитивно мыслить в отношении своего ребенка: «Он хороший. Он радует… Так здорово, что он есть».
- Вести с ребенком нравственные беседы о воровстве, в том числе, с помощью сказок. Рассказать ребенку, что другие дети очень привязываются к своим вещам и очень переживают, когда они пропадают.
- Обсудить со всеми членами семьи и ввести новые правила, которые помогут преодолеть привычку ребенка брать чужие вещи.
- Родителям не следует культивировать представления о бедности и часто повторять: «У нас нет денег. Мы – бедны. Вряд ли мы сможем это купить». Некоторые дети стараются помочь таким родителям и приносят домой чужие вещи.
- Помочь ребенку определиться со своими личными границами и границами окружающих.
- Родителям не следует раскладывать деньги в квартире на видных местах. Это становится провокацией для ребенка, который может взять то, что «плохо лежит».
- Поддерживать обратную связь с психологом, анализировать динамику изменений социального поведения ребенка.
- Если ребенок признаётся, что может взять чужие вещи, то с ним стоит обсудить альтернативные поступки: как можно себя отвлекать от желания брать что-то без спроса.