Причины возникновения проблем в воспитании:
- Дистантность родителей в общении, вплоть до запрета ребенку играть с другими детьми.
- В семье не научили ребенка общаться.
- Обособленность замкнутость семьи от социума.
- Нарушение коммуникации внутри семьи.
- Члены семьи проявляют эмоциональную холодность.
- Поздний или часто болеющий ребенок, которого чрезмерно оберегают.
- Родители увлечены своей работой, материальным достатком, карьерой. Интересы ребенка оказываются малозначимыми.
- Ребенок не посещает детский сад: отсутствует социальный опыт, не сформированы навыки социальной коммуникации.
- Заниженная самооценка ребенка, который сомневается в самом себе.
- Расстройство эмоциональной и волевой сфер.
- Ребенок является отверженным в семье. Нет безусловного принятия ребенка в семье. К нему предъявляют много требований, критикуют его общение с другими людьми.
- Не определено личное пространство ребенка в семье. Нет возможности побыть одному, придумать себе полезное занятие.
- Рождение брата или сестры, многодетная семья. Соперничество с братом или сестрой.
- Центрированность ребенка на маме, не исключая возникновение созависимых отношений.
- Излишняя застенчивость ребенка.
- Социальная дезадаптация ребенка: не сформированы навыки общения, не умеет применять их в разных ситуациях общения.
- Постоянный негатив со стороны родителей, которые всегда чем-то не довольны, не всегда правильно понимают происходящее вокруг.
Общие рекомендации.
- Активное участие родителей в жизни ребенка.
- Использование техник «активного слушанья», «я-сообщения», «похвалы и позитивной критики».
- Выявить интересы и способности ребенка, найти для него соответствующие кружки и секции.
- Находить возможности для улучшения взаимопонимания в семье:
- семейные советы;
- круглые столы;
- создание новых традиций в семье;
- техники «Я-сообщения», «активного слушания»;
- не требовать «здесь и сейчас», учиться разговаривать и договариваться.
- Включение семьи в социальную жизнь. Организация семейного досуга.
- Не доделывать за ребенком начатое им дело.
- Научить ребенка здороваться и устанавливать контакт со взрослыми, незнакомыми людьми.
- Определение личного пространства ребенка в семье. Постараться его постоянно не нарушать.
- Наладить обратную связь с воспитателем, учителем, педагогом по поводу адаптации ребенка в детском коллективе.
- Ввести традицию интересоваться у ребенка: «Как прошел день?», «Что хорошего было за день?». Это формирует позитивное общение и мышление.
- Отмечать успехи ребенка. Создавать личное пространство для ребенка: оформить стену с его рисунками, устраивать чаепитие в его комнате.
- Рассказывать о жизни других детей.
- Показывать и поощрять успешные действия ребенка: «У тебя все получиться!».