Каждому психологу – начинающему и уже опытному специалисту – приходится встречаться в своей практике с достаточно широким спектром психических расстройств. В процессе психологического консультирования мы можем заметить недостаток информированности о патологических состояниях психики взрослых и детей. Например, трудности с определением разницы между нешаблонностью мышления и алогичностью, нелепостью, резонерством, противоречивостью суждений, фиксацией на малосущественных деталях и событиях.
Своевременное распознавание симптомов психических расстройств, профилактика их потенцирования безопасными средствами и методиками – это непростая клиническая задача даже для опытных специалистов. Психологам и психиатрам далеко не всегда возможно четко и однозначно обозначить границы своей профессиональной компетентности и ответственности. Перспективнее каждому из нас формировать навыки работы в рамках междисциплинарного подхода. У специалистов, знакомых с прикладными аспектами психиатрии и разносторонним пониманием проблем клиента, психологические консультации проходят успешнее.
Девять практических занятий данного курса включают анализ кейсов из клинической практики преподавателя. Вы сможете погрузиться в уникальную атмосферу очных встреч с пациентами, которые дали свое согласие провести с ними клиническую беседу в присутствии учебной группы.
Лекции, разбор практических примеров из практики Москвина Михаила Юрьевича, встречи с пациентами, а также ваших примеров, интерактивный разбор случаев из практики участников в формате заочной супервизии.
Примечание: в программу включено 5 демонстрационных встреч с реальными пациентами. Количество очных встреч может быть изменено в зависимости от непосредственно состояния пациента в день учебного занятия, а также при введении ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции.
Количество мест ограничено. Успейте зарегистрироваться!
Специфика проведения клинической беседы при депрессивном синдроме. Дистимия – нарушение настроения. Легкие и тяжелые проявления депрессии. Депрессивная триада. Субдепрессия (депрессивная реакция) как следствие психотравмирующих ситуаций и стрессов. Сезонность депрессивных проявлений. Эндогенная патология при большом депрессивном расстройстве.
Психологическая диагностика проявлений депрессии. Длительность проявления симптомов депрессии.
Атипичная депрессия с нарастанием аппетита, сонливостью, эмоциональной реактивностью, снижением настроения, снижением веса и прочие проявления. Витальная депрессия с тоской, соматизирующей тревогой, включая классическую депрессивную триаду. Постнатальная депрессия – гормональный регресс после родов. Невротическая депрессия. Рекуррентное депрессивное расстройство – регулярные депрессивные эпизоды.
Специфика психологической помощи при различных проявлениях депрессивного расстройства.
Демонстрационный пациент.Вы сможете на очной встрече с реальным пациентом принять участие в анализе конкретного кейса из клинической практики преподавателя, а также предложить для группового рассмотрения в формате супервизии ваш наиболее сложный или текущий пример из собственной консультационной работы с пациентом с диагнозом «депрессия».
Классификация. Продолжительность эпизодов. Прогноз. Дифференциальная диагностика от циклотимии и биполярного расстройства с единственным маниакальным эпизодом.
Сложность в постановке диагноза, обусловленная полиморфизмом категории биполярности и высоким уровнем коморбидности (тревожность, зависимость от алкоголя и психоактивных веществ), характерными для этой патологии. На начальном этапе заболевания наиболее часто пациентам с биполярным расстройством личности ставят диагнозы: депрессия (60%), тревожные расстройства (26%), шизофрения (18%), личностные нарушения (17%), зависимость от психоактивных веществ (14%) и шизоаффективные расстройства (11%).
Симптомы депрессивной фазы: сниженное настроение; утрата способности радоваться и интересоваться чем-либо; снижение энергичности, повышенная утомляемость; снижением внимания и способности к концентрации; пониженная самооценка; идеи вины и чувство собственной никчемности; тревожное возбуждение (ажитация) или заторможенность; аутоагрессия (самоповреждения или суицидальное поведение); нарушение сна; снижение аппетита. Атипичные проявления.
Симптомы маниакальной фазы – повышенное, раздражительное или подозрительное настроение, не свойственное для конкретного человека. Отчетливость и длительность (не менее недели) изменение настроения. Характерные проявления маниакальной фазы: повышенная самооценка, идея собственной особой значимости и грандиозности; снижение потребности во сне (достаточно 3-х часов сна в сутки); повышенная говорливость; своеобразное ускорение мышления; повышенная вовлеченность; повышенная потребность в получении удовольствия и прочее.
Лечение биполярного аффективного расстройства как комплексная деятельность специалистов, включая медикаментозную, психотерапевтическую и психологическую помощь. Тактика консультирования. Решение проблем улучшения социальной адаптации.
Демонстрационный пациент. Вы сможете на очной встрече с реальным пациентом принять участие в анализе конкретного кейса из клинической практики преподавателя, а также предложить для группового рассмотрения в формате супервизии ваш наиболее сложный или текущий пример из собственной консультационной работы с пациентом с диагнозом «биполярное расстройство».
Описание заболевания. Признаки шизофрении на ранних этапах. Критерии диагностики шизофрении по МКБ-10 и DSM-V. Тесты, используемые при обследовании больных шизофренией.
Характерные симптомы шизофрении: галлюцинации (слуховые галлюцинации и псевдогаллюцинации различных органов чувств: зрительных, слуховых, обонятельных и т.д.); различные формы бреда.
Основные изменения свойств личности больного шизофренией.
Отличие шизофрении от шизотипического расстройства личности. Специфика постановки клинического диагноза «шизотипическое расстройство личности». Тактика консультирования.
Демонстрационный пациент.Вы сможете на очной встрече с реальным пациентом принять участие в анализе конкретного кейса из клинической практики преподавателя (при наличии возможности) или заочный разбор случая. Возможно также предложить для группового рассмотрения в формате супервизии ваш наиболее сложный или текущий пример из собственной консультационной работы с пациентом с диагнозом «шизофрения».
Причины развития расстройств личности. Симптомы расстройств личности различны. Легкая, умеренная и тяжёлая формы расстройств личности. Классификация. Типы личностных расстройств. Кластеры А, B и С расстройств личности. Проблемы в межличностных отношениях пациентов с расстройством личности. Асоциальное поведение. Тактика консультирования.
Демонстрационный пациент. Вы сможете на очной встрече с реальным пациентом принять участие в анализе конкретного кейса из клинической практики преподавателя, а также предложить для группового рассмотрения в формате супервизии ваш наиболее сложный или текущий пример из собственной консультационной работы с пациентом с диагнозом «расстройство личности».
Тревожно-фобические расстройства. Особенности диагностики. Наиболее распространённые страхи. Классификация. Агорафобия, социальные фобии, специфические фобии.Специфические фобии в детском возрасте. Особенности тревожно-фобических расстройств в пожилом возрасте.
Панические атаки: диагностические критерии, клинические проявления. Панические атаки как симптомы депрессивного расстройства, посттравматического стрессового расстройства. Физиологические причины панических атак.
Тактика консультирования. Методики, помогающие пациенту с тревожным расстройством правильно оценивать ситуацию, достигать расслабления во время приступа тревоги, преодолевать избегающее или ограничительное поведение.
Демонстрационный пациент. Вы сможете на очной встрече с реальным пациентом принять участие в анализе конкретного кейса из клинической практики преподавателя, а также предложить для группового рассмотрения в формате супервизии ваш наиболее сложный или текущий пример из собственной консультационной работы с пациентом с диагнозом «тревожно-фобическое расстройство».
Описание и классификация. Виды реакций на тяжёлый стресс (по МКБ-10): острые реакции на стресс; посттравматические стрессовые расстройства; расстройства адаптации; диссоциативные расстройства.
Острая реакция на стресс – транзиторное расстройство значительной тяжести, которое развивается у лиц без видимого психического расстройства в ответ на исключительный физический и психологический стресс с длительностью протекания в течение часов или дней. Стрессор – сильное травматическое переживание с угрозой безопасности.
Посттравматическое стрессовое расстройство – непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения практически у любого человека. Критерии посттравматического стрессового расстройства.
Клиническая картина расстройств адаптации. Физиологический аффект. Стенический аффект. Патологический аффект. Частые проявления расстройства адаптации: депрессивное настроение; тревожность; проступок. Психологическая диагностика расстройств адаптации.
Формы диссоциативных расстройств. Диссоциативная амнезия. Диссоциативный ступор. Пуэрилизм. Псевдодеменция. Синдром Ганзера.
Прогноз дальнейшего течения расстройств адаптации и психологическая помощь в комплексной работе с врачом-психиатром.
Демонстрационный пациент.Вы сможете на очной встрече с реальным пациентом принять участие в анализе конкретного кейса из клинической практики преподавателя, а также предложить для группового рассмотрения в формате супервизии ваш наиболее сложный или текущий пример из собственной консультационной работы с пациентом с диагнозом «расстройство адаптации».
Расстройство пищевого поведения – описание, причины. Симптомы расстройства пищевого поведения.
Классификация: нервная анорексия; нервная булимия; переедание; мышечная дисморфия; пикацизм; мерицизм (руминационный синдром); другие специфические подтипы.
Диагностика расстройства пищевого поведения. Тревожные расстройства, депрессия и химические зависимости у людей с расстройством пищевого поведения.
Практика ведения пациента с расстройством пищевого поведения. Антисуицидальный контракт как часть терапевтической договоренности: соглашение, определяющее, что человек берет на себя обязательство сохранять свою жизнь и не причинять себе вреда. Обсуждения и договоренности антисуицидального контракта. Контракт со специалистом или с самим собой. Ответственность клиента за сохранение своей безопасности и принятые решения в отношении своего здоровья.
Выбор дополнительных методов и подходов в сочетании с когнитивно-поведенческой терапией при лечении расстройств пищевого поведения: терапия принятия и ответственности; диалектическая поведенческая терапия; семейная терапия; арт-терапия; консультирование по питанию; анонимные группы само- и взаимопомощи.
Заочный разбор клинического случая. Вы сможете принять участие в анализе конкретного кейса из клинической практики преподавателя, а также предложить для группового рассмотрения в формате супервизии ваш наиболее сложный или текущий пример из собственной консультационной работы с пациентом с диагнозом «расстройство пищевого поведения».
Создание психотерапевтической программы с учётом индивидуальных особенностей пациента и его личностного потенциала. Выявление мишеней для психотерапии. Стратегии формирования психотерапевтической программы.
Уникальная возможность предоставить случай из вашей клинической и/или консультационной практики для проведения психолого-психиатрического консилиума вместе с другими психологами и преподавателем данного курса.
Описание органических психических расстройств. Причины органических психических расстройств. Эпилепсия как одна из причин органических психических расстройств. Симптомы органических психических расстройств на ранних и поздних этапах заболевания. Снижение когнитивных функций (нарушения ориентировки, памяти, интеллектуальных функций и др.). Критерии установки диагноза F07.0 «Органическое расстройство личности».
Проявления органических психических расстройств в раннем возрасте. Органические психические расстройства в подростковом и климактерических периодах. Диагностика органических психических расстройств: эмоциональные и характерологические изменения личности.
Лечение психических органических расстройств, основанное на акцентированном воздействии на фактор, ставший причиной заболевания. Индивидуальная, групповая и семейная терапия.
Заочный разбор клинического случая. Вы сможете принять участие в анализе конкретного кейса из клинической практики преподавателя, а также предложить для группового рассмотрения в формате супервизии ваш наиболее сложный или текущий пример из собственной консультационной работы с пациентом с диагнозом «органическое психическое расстройство».
практика — 17 лет