Прикладная психиатрия для психологов: Разбор случаев реальных пациентов

Авторская программа повышения квалификации

Каждому психологу – начинающему и уже опытному специалисту – приходится встречаться в своей практике с достаточно широким спектром психических расстройств. В процессе психологического консультирования мы можем заметить недостаток информированности о патологических состояниях психики взрослых и детей. Например, трудности с определением разницы между нешаблонностью мышления и алогичностью, нелепостью, резонерством, противоречивостью суждений, фиксацией на малосущественных деталях и событиях.
Своевременное распознавание симптомов психических расстройств, профилактика их потенцирования безопасными средствами и методиками – это непростая клиническая задача даже для опытных специалистов. Психологам и психиатрам далеко не всегда возможно четко и однозначно обозначить границы своей профессиональной компетентности и ответственности. Перспективнее каждому из нас формировать навыки работы в рамках междисциплинарного подхода. У специалистов, знакомых с прикладными аспектами психиатрии и разносторонним пониманием проблем клиента, психологические консультации проходят успешнее.

Уникальный формат очных встреч с пациентами

Девять практических занятий данного курса включают анализ кейсов из клинической практики преподавателя. Вы сможете погрузиться в уникальную атмосферу очных встреч с пациентами, которые дали свое согласие провести с ними клиническую беседу в присутствии учебной группы.

Участники программы

  • Изучают практические алгоритмы работы с пограничными пациентами;
  • Встречаются с реальными (демонстрационными) случаями у пациентов, т.е. знакомятся с методиками работы при непосредственном контакте с ними;
  • Разбирают случаи как из практики ведущего, так и из своей профессиональной сферы деятельности в формате заочной супервизии;
  • Составляют пошаговый план и/или программу действий при работе со сложными клиентами.

По результатам обучения Вы сможете:

  • Оперативно распознавать различные виды расстройств.
  • Провести психологическую диагностику и понять, когда нужно привлекать врача-психиатра / психотерапевта.
  • Сформировать практический алгоритм работы с пограничными пациентами.
  • Составить пошаговую программу действий при работе с непростыми клиентами.

Формы работы

Лекции, разбор практических примеров из практики Москвина Михаила Юрьевича, встречи с пациентами, а также ваших примеров, интерактивный разбор случаев из практики участников в формате заочной супервизии.

Документы для участников программы

По окончании обучения выдаются три вида документов:

  1. Международный сертификат (на английском языке) от «Cognitive Psychology» Stockholm, Sweden — официального партнера ИКЦ «Психометрика». Сертификаты действуют на основании международного договора ИКЦ «Психометрика» (г. Санкт-Петербург) и компанией «Cognitive Psychology» (г. Стокгольм), в Уставе которой сказано, что эта образовательная компания имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности по всем международным стандартам. Следовательно, прилагая к этому сертификату страницу из Устава шведского образовательного учреждения, можно официально подавать этот пакет документов на аттестацию (для повышения категории). Это будет засчитываться как повышение квалификации в рамках международного проекта. В сертификате указанного образца на английском (или русском) языке отражены — даты проведения и название семинара, данные преподавателя, Ваши имя и фамилия.
  2. Сертификат ИКЦ «Психометрика». Предоставляется только в электронном виде (отправка электронной почтой).
  3. Удостоверение о повышении квалификации (72 часа) от Института практической психологии «Иматон» (Лицензия № 1652 от 30.12.2015 г.) Документы оформляются по желанию обучающихся за дополнительную оплату.

Место/формат проведения

  • Санкт-Петербург, ул. Радищева, д. 32. (метро «Чернышевская» или «Площадь Восстания», рядом с БКЗ «Октябрьский»).
  • Онлайн-участие проводится на платформе Zoom. При онлайн участии после регистрации и оплаты Вам будет выслана ссылка для входа в Zoom-кабинет за один день до начала занятий.

Примечание: в программу включено 5 демонстрационных встреч с реальными пациентами. Количество очных встреч может быть изменено в зависимости от непосредственно состояния пациента в день учебного занятия, а также при введении ограничений в связи с распространением коронавирусной инфекции. 

Количество мест ограничено. Успейте зарегистрироваться!

Тема 1. Депрессия как заболевание и синдром

Специфика проведения клинической беседы при депрессивном синдроме. Дистимия – нарушение настроения. Легкие и тяжелые проявления депрессии. Депрессивная триада. Субдепрессия (депрессивная реакция) как следствие психотравмирующих ситуаций и стрессов. Сезонность депрессивных проявлений. Эндогенная патология при большом депрессивном расстройстве. 
Психологическая диагностика проявлений депрессии. Длительность проявления симптомов депрессии. 
Атипичная депрессия с нарастанием аппетита, сонливостью, эмоциональной реактивностью, снижением настроения, снижением веса и прочие проявления. Витальная депрессия с тоской, соматизирующей тревогой, включая классическую депрессивную триаду. Постнатальная депрессия – гормональный регресс после родов. Невротическая депрессия. Рекуррентное депрессивное расстройство – регулярные депрессивные эпизоды.

Специфика психологической помощи при различных проявлениях депрессивного расстройства.
Демонстрационный пациент.Вы сможете на очной встрече с реальным пациентом принять участие в анализе конкретного кейса из клинической практики преподавателя, а также предложить для группового рассмотрения в формате супервизии ваш наиболее сложный или текущий пример из собственной консультационной работы с пациентом с диагнозом «депрессия».

Тема 2. Биполярное аффективное расстройство личности

Классификация. Продолжительность эпизодов. Прогноз. Дифференциальная диагностика от циклотимии и биполярного расстройства с единственным маниакальным эпизодом. 
Сложность в постановке диагноза, обусловленная полиморфизмом категории биполярности и высоким уровнем коморбидности (тревожность, зависимость от алкоголя и психоактивных веществ), характерными для этой патологии. На начальном этапе заболевания наиболее часто пациентам с биполярным расстройством личности ставят диагнозы: депрессия (60%), тревожные расстройства (26%), шизофрения (18%), личностные нарушения (17%), зависимость от психоактивных веществ (14%) и шизоаффективные расстройства (11%). 
Симптомы депрессивной фазы: сниженное настроение; утрата способности радоваться и интересоваться чем-либо; снижение энергичности, повышенная утомляемость; снижением внимания и способности к концентрации; пониженная самооценка; идеи вины и чувство собственной никчемности; тревожное возбуждение (ажитация) или заторможенность; аутоагрессия (самоповреждения или суицидальное поведение); нарушение сна; снижение аппетита. Атипичные проявления.

Симптомы маниакальной фазы – повышенное, раздражительное или подозрительное настроение, не свойственное для конкретного человека. Отчетливость и длительность (не менее недели) изменение настроения. Характерные проявления маниакальной фазы: повышенная самооценка, идея собственной особой значимости и грандиозности; снижение потребности во сне (достаточно 3-х часов сна в сутки); повышенная говорливость; своеобразное ускорение мышления; повышенная вовлеченность; повышенная потребность в получении удовольствия и прочее. 
Лечение биполярного аффективного расстройства как комплексная деятельность специалистов, включая медикаментозную, психотерапевтическую и психологическую помощь. Тактика консультирования. Решение проблем улучшения социальной адаптации. 
Демонстрационный пациент. Вы сможете на очной встрече с реальным пациентом принять участие в анализе конкретного кейса из клинической практики преподавателя, а также предложить для группового рассмотрения в формате супервизии ваш наиболее сложный или текущий пример из собственной консультационной работы с пациентом с диагнозом «биполярное расстройство».

Тема 3. Шизофрения

Описание заболевания. Признаки шизофрении на ранних этапах. Критерии диагностики шизофрении по МКБ-10 и DSM-V. Тесты, используемые при обследовании больных шизофренией. 
Характерные симптомы шизофрении: галлюцинации (слуховые галлюцинации и псевдогаллюцинации различных органов чувств: зрительных, слуховых, обонятельных и т.д.); различные формы бреда.
Основные изменения свойств личности больного шизофренией.
Отличие шизофрении от шизотипического расстройства личности. Специфика постановки клинического диагноза «шизотипическое расстройство личности». Тактика консультирования. 
Демонстрационный пациент.Вы сможете на очной встрече с реальным пациентом принять участие в анализе конкретного кейса из клинической практики преподавателя (при наличии возможности) или заочный разбор случая. Возможно также предложить для группового рассмотрения в формате супервизии ваш наиболее сложный или текущий пример из собственной консультационной работы с пациентом с диагнозом «шизофрения».

Тема 4. Расстройства личности

Причины развития расстройств личности. Симптомы расстройств личности различны. Легкая, умеренная и тяжёлая формы расстройств личности. Классификация. Типы личностных расстройств. Кластеры А, B и С расстройств личности. Проблемы в межличностных отношениях пациентов с расстройством личности. Асоциальное поведение. Тактика консультирования. 
Демонстрационный пациент. Вы сможете на очной встрече с реальным пациентом принять участие в анализе конкретного кейса из клинической практики преподавателя, а также предложить для группового рассмотрения в формате супервизии ваш наиболее сложный или текущий пример из собственной консультационной работы с пациентом с диагнозом «расстройство личности».

Тема 5. Группа тревожно-фобических расстройств. Часть 1. Панические атаки, фобии

Тревожно-фобические расстройства. Особенности диагностики. Наиболее распространённые страхи. Классификация. Агорафобия, социальные фобии, специфические фобии.Специфические фобии в детском возрасте. Особенности тревожно-фобических расстройств в пожилом возрасте. 
Панические атаки: диагностические критерии, клинические проявления. Панические атаки как симптомы депрессивного расстройства, посттравматического стрессового расстройства. Физиологические причины панических атак. 
Тактика консультирования. Методики, помогающие пациенту с тревожным расстройством правильно оценивать ситуацию, достигать расслабления во время приступа тревоги, преодолевать избегающее или ограничительное поведение. 
Демонстрационный пациент. Вы сможете на очной встрече с реальным пациентом принять участие в анализе конкретного кейса из клинической практики преподавателя, а также предложить для группового рассмотрения в формате супервизии ваш наиболее сложный или текущий пример из собственной консультационной работы с пациентом с диагнозом «тревожно-фобическое расстройство».

Тема 6. Группа тревожно-фобических расстройств. Часть 2. Расстройства адаптации

Описание и классификация. Виды реакций на тяжёлый стресс (по МКБ-10): острые реакции на стресс; посттравматические стрессовые расстройства; расстройства адаптации; диссоциативные расстройства. 
Острая реакция на стресс – транзиторное расстройство значительной тяжести, которое развивается у лиц без видимого психического расстройства в ответ на исключительный физический и психологический стресс с длительностью протекания в течение часов или дней. Стрессор – сильное травматическое переживание с угрозой безопасности. 
Посттравматическое стрессовое расстройство – непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения практически у любого человека. Критерии посттравматического стрессового расстройства. 
Клиническая картина расстройств адаптации. Физиологический аффект. Стенический аффект. Патологический аффект. Частые проявления расстройства адаптации: депрессивное настроение; тревожность; проступок. Психологическая диагностика расстройств адаптации.

Формы диссоциативных расстройств. Диссоциативная амнезия. Диссоциативный ступор. Пуэрилизм. Псевдодеменция. Синдром Ганзера. 
Прогноз дальнейшего течения расстройств адаптации и психологическая помощь в комплексной работе с врачом-психиатром. 
Демонстрационный пациент.Вы сможете на очной встрече с реальным пациентом принять участие в анализе конкретного кейса из клинической практики преподавателя, а также предложить для группового рассмотрения в формате супервизии ваш наиболее сложный или текущий пример из собственной консультационной работы с пациентом с диагнозом «расстройство адаптации».

Тема 7. Расстройства пищевого поведения и антисуицидальный контракт

Расстройство пищевого поведения – описание, причины. Симптомы расстройства пищевого поведения. 
Классификация: нервная анорексия; нервная булимия; переедание; мышечная дисморфия; пикацизм; мерицизм (руминационный синдром); другие специфические подтипы.

Диагностика расстройства пищевого поведения. Тревожные расстройства, депрессия и химические зависимости у людей с расстройством пищевого поведения. 
Практика ведения пациента с расстройством пищевого поведения. Антисуицидальный контракт как часть терапевтической договоренности: соглашение, определяющее, что человек берет на себя обязательство сохранять свою жизнь и не причинять себе вреда. Обсуждения и договоренности антисуицидального контракта. Контракт со специалистом или с самим собой. Ответственность клиента за сохранение своей безопасности и принятые решения в отношении своего здоровья. 
Выбор дополнительных методов и подходов в сочетании с когнитивно-поведенческой терапией при лечении расстройств пищевого поведения: терапия принятия и ответственности; диалектическая поведенческая терапия; семейная терапия; арт-терапия; консультирование по питанию; анонимные группы само- и взаимопомощи. 
Заочный разбор клинического случая. Вы сможете принять участие в анализе конкретного кейса из клинической практики преподавателя, а также предложить для группового рассмотрения в формате супервизии ваш наиболее сложный или текущий пример из собственной консультационной работы с пациентом с диагнозом «расстройство пищевого поведения».

Тема 8. Разбор случая, представленного слушателями с выявлением мишеней для психотерапии и формированием индивидуальной психотерапевтической программы

Создание психотерапевтической программы с учётом индивидуальных особенностей пациента и его личностного потенциала. Выявление мишеней для психотерапии. Стратегии формирования психотерапевтической программы. 
Уникальная возможность предоставить случай из вашей клинической и/или консультационной практики для проведения психолого-психиатрического консилиума вместе с другими психологами и преподавателем данного курса.

Тема 9. Органические психические расстройства

Описание органических психических расстройств. Причины органических психических расстройств. Эпилепсия как одна из причин органических психических расстройств. Симптомы органических психических расстройств на ранних и поздних этапах заболевания. Снижение когнитивных функций (нарушения ориентировки, памяти, интеллектуальных функций и др.). Критерии установки диагноза F07.0 «Органическое расстройство личности». 

Проявления органических психических расстройств в раннем возрасте. Органические психические расстройства в подростковом и климактерических периодах. Диагностика органических психических расстройств: эмоциональные и характерологические изменения личности. 
Лечение психических органических расстройств, основанное на акцентированном воздействии на фактор, ставший причиной заболевания. Индивидуальная, групповая и семейная терапия. 
Заочный разбор клинического случая. Вы сможете принять участие в анализе конкретного кейса из клинической практики преподавателя, а также предложить для группового рассмотрения в формате супервизии ваш наиболее сложный или текущий пример из собственной консультационной работы с пациентом с диагнозом «органическое психическое расстройство».

  1. Занятие № 1 
    14 февраля 2023, 19:00–22:00

    Депрессия как заболевание и синдром
  2. Занятие № 2
    21 февраля 2023, 19:00–22:00

    Биполярное аффективное расстройство личности
  3. Занятие № 3
    28 февраля 2023, 19:00–22:00

    Шизофрения
  4. Занятие № 4
    14 марта 2023, 19:00–22:00

    Расстройства личности
  5. Занятие № 5
    21 марта 2023, 19:00–22:00

    Группа тревожно-фобических расстройств. Часть 1. Панические атаки, фобии
  6. Занятие № 6
    28 марта 2023, 19:00–22:00

    Группа тревожно-фобических расстройств. Часть 2. Расстройства адаптации
  7. Занятие № 7
    04 апреля 2023, 19:00–22:00

    Расстройства пищевого поведения и антисуицидальный контракт
  8. Занятие № 8
    11 апреля 2023, 19:00–22:00

    Разбор случая, представленного слушателями с выявлением мишеней для психотерапии и формированием индивидуальной психотерапевтической программы
  9. Занятие № 9
    18 апреля 2023, 19:00–22:00

    Органические психические расстройства
Москвин Михаил Юрьевич

Москвин
Михаил Юрьевич

практика — 16 лет

Врач психотерапевт. Соавтор методики «Беговая психотерапевтическая группа». Марафонец. Ironman. Профессиональные интересы: кризисная психотерапия, неврозы (в том числе, панические атаки), экзистенциальные проблемы (например, отсутствие смысла жизни, одиночество), семейная психотерапия, психологическая поддержка мужчин – будущих отцов, применение физических нагрузок для лечения тревожных расстройств.
Прикладная психиатрия для практикующих психологов
Часть 1. Прикладная психиатрия
7 500 ₽
14.02.2023
Часть 2. Прикладная психиатрия
7 500 ₽
21.03.2023

Мы на связи