Международные методы оказания помощи детям и взрослым с психической травмой

Авторская онлайн-программа повышения квалификации

Авторская программа доктора психологических наук Оксаны Защиринской посвящена практическим методикам оказания психологической помощи всем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Курс уникален для российского слушателя: в нем соединились результаты обучения автора в Швейцарии и Германии, самые современные немецкие и американские методы и методики (в том числе, метод Г. Фишера). Многолетний опыт позволил Оксане Защиринской разработать свой авторский метод травматерапии!

В результате участия в программе вы:

  • приобретете системные знания в оказании профессиональной помощи взрослым, детям и подросткам, семьям с проявлениями травматического стресса, посттравматического стрессового расстройства, психотравматизации и комплексными психическими травмами;

  • изучите методики диагностики травматического стресса и посттравматических стрессовых расстройств;

  • получите практический опыт и обширный психологический инструментарий для работы с клиентами, оказавшимися в тяжелых жизненных ситуациях (болезнь, утрата, насилие, моббинг, буллинг);

  • сможете интегрировать знания по психотраматологии в уже имеющийся у Вас опыт работы в любимом подходе (когнитивно-поведенческий, гештальт-терапия, психодинамический, экзистенциальный, арт-терапевтический, метафорический (работа с картами), игротерапевтический (настольные игры) и при использовании метода расстановок);

  • освоите стратегии самопомощи и профилактика профессионального выгорания.

Этот курс для для психологов, психотерапевтов, а также

Педагогов-психологов, психотерапевтов, работающих с клиентами (включая детей, подростков и их родителей), частнопрактикующих психологов, а также для широкого круга специалистов, занимающихся вопросами личностного и профессионального роста.

  • допускается участие врачей, педагогов, социальных работников и студентов психологических факультетов на условиях предварительной беседы с автором программы.

Длительность и режим занятий

Продолжительность программы – три модуля. В расписание каждого модуля включены 5 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю – по средам с 19.00 до 22.00 (мск время). За день до начала занятий Вам будет выслана ссылка на доступ в системе Zoom.

Объем учебных часов — 144 академических часа, включая самостоятельную работу. В удостоверении будут указаны реальные часы супервизии, которые определяются по инициативе слушателей. В процессе практических занятий вы можете предложить ведущей провести супервизию по конкретным случаям из вашей практической работы. Объем аудиторных, учебных часов каждого модуля — 24 часа. Зачет проводится дополнительно в форме интервизии по желанию участников.

Почему выбирают центр «Психометрика»:

  • 10 лет эффективного обучения психологов и специалистов, помогающих профессией;
  • более 2500 человек прошли обучение в наших программах;
  • возможность поддерживать с ведущим и участниками визуальный контакт и вести диалог;
  • возможность повторно изучить материал, в том числе пропущенный – слушателям программы доступны видеозаписи;
  • возможность оформить международный сертификат участника и удостоверение повышения квалификации.

 

Модуль 1. Диагностика видов психических травм (Diagnosis of different types of Psychotrauma)
Диагностика видов психических травм

Понятие о психической травме. Современные представления о психотравме (Германия и другие страны Европы, США, Россия). Вопросы терминологии. Классификации видов психических травм. Виды психотравм в соответствии со степенью их тяжести – тяжелая, экстремальная, катастрофическая. Виды психотравм в соответствии с их частотой и патогенезом – монотравма, политравма, гомогенные травмы, смешанные (гетерогенные) травмы, симультантная, сукцессивная (секвенциальная, кумулятивная). Виды психотравм в зависимости от причин их возникновения – природные катаклизмы, причиненные человеком. Виды психотравм в зависимости от специфики влияния – непосредственные (пострадавшие, свидетели), опосредованные (родственники, помощники, пассивные участники). Связь медицинского диагноза с психологическими проявлениями при диагностике психотравмы.

Эмпирическая классификация видов психических травм О.В. Защиринской (2021).

Генезис 1. Социогенные психические травмы: возникающие по внешним, мало зависящим от человека и его социального окружения причинам. Предлагается рассматривать следующие виды психотравм:

  1. психотравма после ДТП; 
  2. психотравма при смене места жительства и работы; 
  3. психотравма мигрантов; 
  4. психотравма участника терактов, криминального насилия; 
  5. психотравмы участников военных действий: психотравма профессиональных военных; психотравма мирного населения в условиях военных действий; психотравма жертв концлагерей; 
  6. психотравмы жертв тоталитарных политических режимов: психотравма жертв политических репрессий; психотравма жертв межнациональных конфликтов.

Генезис 2. Интерперсональные психические травмы, возникающие в результате отношений между людьми (психотравмы межличностных отношений). Здесь можно выделить шесть групп психотравм.

Группа 1 – психические травмы развития. Здесь отметим такие виды психотравм: 

  1. психотравма привязанности; 
  2. психотравма детско-родительских отношений; 
  3. психотравма детского развития (нет условий для нормального психического развития);

Группа 2 – психические травмы, связанные с личностными особенностями человека. В группу 2 включены приведенные ниже виды психотравм:

1) психотравма вследствие манифестации нарциссического компонента личности; 
2) фрустрационная психотравма («хотел, но не дали»); 
3) эдипальная психотравма («не смог, но хотел»).

Группа 3 – психотравмы агрессора. Здесь выделим следующие виды психотравм:

1) психотравма насилия при участии личностно значимого человека; 
2) психотравма участника малой социальной группе; 
3) психотравма регулярного домашнего насилия; 
4) сексуальная (телесная) психотравма; 
5) инцестуальная психотравма.

Группа 4 – психические травмы вследствие нарушения отношений в социальном окружении. В группу входят следующие виды психотравм:

1) психотравма вследствие школьного буллинга; 
2) психотравма вследствие моббинга на работе; 
3) психотравмы свидетеля: 
– психотравма свидетеля – близкого родственника; 
– психотравма свидетеля в профессиональной деятельности; 
– психотравма свидетеля – постороннего человека; 
4) психотравма у родственников (друзей) суицидентов.

Группа 5 – психотравмы интимно-личностных отношений. Эта группа включает такие виды психотравм, как:

1) психотравма отвергнутой любви; 
2) психотравма эмоционально тяжелых разводов; 
3) психотравма предательства.

Группа 6 – психические травмы утраты. Группу 6 составляют следующие виды психотравм:

1) психотравма родственников после смерти близких людей; 
2) психотравма утраты будущего; 
3) психотравма у родственников без вести пропавших людей.

Генезис 3. Психические травмы, связанные с физическим здоровьем. Выделим следующие виды психотравм:

1) психотравма после тяжелых физических повреждений; 
2) психотравма после тяжелых физических истощений; 
3) психотравма при психосоматических заболеваниях (необратимые изменения личного и социального статуса); 
4) психотравма больных с неизлечимым диагнозом; 
5) психотравмы выживщего: 
– психотравма выжившего при природной инвазии (после укусов животных, акул, пресмыкающихся, насекомых и пр.); 
– психотравма выжившего в социальных отношениях («должен был умереть, но не умер»). 

Шифрование травмадиагноза, которое используется в протоколах психотравматолога. 

Диагностика комплексных хронических психотравм. Анализ случаев клиентов в комплексной хронической травмой. Составление «Карты психотравматизации». Определение последовательности вмешательства при комплексной психотравме. Методика «Линия жизни». 

Пять объективных критериев для постановки травмадиагноза (по О.В. Защиринской). Феномен субъективного восприятия собственной психотравматизации. Основные признаки острой и хронической психотравматизации. Основных проявлений психотравматизации у детей и взрослых. Психологический портрет человека с выраженными хроническими последствиями психотравматизации. Памятка для клиентов с комплексным посттравматическим стрессовым расстройством (по Р. Фогту). 

Диагностика психических травм. Опросник «Тип психотравмы» (Клаудио Герберт, 2017). Экспресс-диагностика состояния психотраматизированных клиентов. Опросник «Posttraumatic Symptom Scale, 10 Items (PTSS-10)» (Шкала посттравматических симптомов). 

Отличия проявлений психотравмы от ежедневного стрессового состояния. Схема «Круг стресса» (по Р. Фогту). Определение перечня проявлений психотравматизации с помощью «Капсулы травмы» (по Р. Фогту). Авторская методика О.В. Защиринской «Мишени травматерапии» (2021). 

Концептуальный подход в изучении динамики психотравматизации. Психотравма как витальное переживание. Центральная травматическая ситуационная тема. Количественные и качественные показатели процесса психотравматизации. Травматическая ситуация. Объективные и субъективные факторы психотравматизации. Основные травматогенные ситуационные факторы. Травматическая реакция. Фазы травматической реакции. Травматический процесс. Компенсаторные механизмы травматического переживания. Понятие о травмакомпенсаторной схеме: этиологический, превентивный и репаративный аспекты.

Модуль 2. Методы оказания помощи при психических травмах (Mental health care methods in Psychotrauma)
Методы оказания помощи при психических травмах

Неспецифические методы психотравматологии – 1) метод десенсибилизации с помощью движения глаз (по Ф. Шапиро); 2) метод эриксоновского гипноза; 3) метод экспозиции. 

Общие представления о методе десенсибилизации и переработки с помощью движений глаз (F. Shapiro). Значение ускоренной переработки информации» для объяснения эффекта освобождения от травматических воспоминаний. Модель адаптивной переработки травматического опыта. Распознавание позитивных и негативных когниций. Концепция билатеральной стимуляции головного мозга и активации рабочей памяти человека. 

Ознакомление с возможностями метода гипноза при оказании помощи взрослым с психической травмой. Специфика процедур гипнотического вмешательства. Внушаемость человека как способность реагировать на ряд суггестий в контексте формализованных процедур гипнотерапии. 
Применение гипнотических техник как полезное дополнение при лечении ПТСР. Интеграция гипнотехник в различные подходы, включая психодинамическую, когнитивно-бихевиоральную терапию. 
Доминирующие психодинамическая и когнитивно-бихевиоральная модели, используемые при лечении ПТСР. Акцентирование ценности воссоздания в памяти травматического события для достижения эмоциональной и когнитивной интеграции или обеспечения повторного переживания травматического материала. Воссоздание в контексте усиления альтернативных, более адаптивных реакций. Оптимизация работы с травматическими воспоминаниями посредством использования техник, помогающих контролировать интенсивность болезненных переживаний, связанных с травматическими воспоминаниями. Фрагментарные, спутанные воспоминания о травмирующих событиях или отсутствие воспоминаний. Диссоциативные феномены в травмапроцессе, включая изменения памяти. Ухудшение памяти и различные проблемы с кодированием новой информации. Дифференциация сообщенных и фактически точных воспоминаний. Повышение точности воспоминаний о травматических событиях в измененном состоянии сознания. Рескриптинг. Техники улучшения ресурсных возможностей при проявлениях ПТСР. 

Метод экспозиции. Нарративная (повествовательная) экспозиция (NET). Последовательный рассказ с контекстуализацией травмирующего опыта. Нарративная экспозиционная терапия как метод преодоления травматических расстройств у людей со сложной и множественной травмами. Понятие о письменной биографии. Акцент NET на создание «учетной записи» для восстановления чувства собственного достоинства. 

Пролонгированная экспозиция (Prolonged Exposure). Возможность постепенно приближаться к своим травматическим воспоминаниям, чувствам и ситуациям. Направленность пролонгированной экспозиции для лечения ПТСР. Обзор вмешательства и понимания прошлого опыта человека. Постоянство психообразования. Применение дыхательных техник с целью преодоления тревоги. Безопасность встреч и отношений. Ориентация мнимого и естественного воздействия на темп клиента. 

Воображаемая экспозиция. Сеансы, подробно описывающие событие в настоящем времени под руководством психолога. Обсуждение и обработка эмоций, возникающих в результате воображаемого воздействия на сеансе. Аудиозапись экспозиции во время описания события с целью повторного прослушивания между сеансами для дополнительной проработки эмоций. Ежедневная практика с помощью дыхательных техник. 
In vivo экспозиция. Столкновение с пугающими стимулами вне терапии. Специфика домашней работы клиента. Совместное определение ряда возможных стимулов и ситуаций, связанных с травматическим страхом – определенные места или люди. Согласование, каким стимулам пациент готов противостоять и справиться со страхами в реальности. Разработка плана действий между сессиями. Вызов самому себе. Важность учета постепенности in vivo экспозиций для испытывания некоторых успехов в противостоянии раздражающим воздействиям и преодолении связанных с ними эмоций.

Специфические методы оказания помощи в психотравматологии.

  • Многоуровневая психодинамическая травматерапия. Готтфрид Фишер (Германия)
  • Метод когнитивной переработки психотравмы в рамках подхода терапии когнитивной переработки (когнитивно-процессуальная терапия) Патриция А. Резик, Шнике М.К. (США)
  • Психодинамически-имажинативная (четырехфазная) травматерапия. Луиза Реддеман (Германия)
  • SPIM-30-KT – cоматическая, психологическая, интерактивная модель в формате Standard-30-Version для психотерапевтического лечения комплексных травм. Ральф Фогт (Германия)
  • Метод «встреча с собой» – ориентированной на идентичность теории и терапии психотравмы. Франц Рупперт (Германия)
  • Становление здоровой и уравновешенной личности. Мэрилин Мюррей (США)
  • Метод соматического переживания. Питер Левин (США)
  • Метод пролонгированной экспозиции. Фоа Э.Б. (США)
  • Когнитивно-образная травматерапия (Cognitive Imaginative Trauma Therapy). Оксана Защиринская (Россия)

Многоуровневая психодинамическая травматерапия (МПТТ) Г. Фишера. Травмакомпенсаторная схема. Специфика применения многоуровневого метода психодинамической травматерапии (модель Готтфрида Фишера): 1) естественное протекание травматического процесса; 2) травматическое переживание ситуации человеком; 3) особенности личности клиента и его социального окружения; 4) диагностика состояния клиента в динамике травматерапии. 
Психодинамическая схема травматизации. Понятие о «прерванной» схеме восприятия и действия. Типы реагирования: борьба, замирание, «побег» как потребность «спрятаться» от жизненных обстоятельств. Краткосрочная смена тактик социального поведения и психических состояний. Диссоциативные изменения как реакция отрицания опасности или «замораживание». 

Метод когнитивной переработки психотравмы (Cognitive Processing Therapy for PTSD) в рамках созданного Патрицией А. Резик и М.К. Шнике подхода терапии когнитивной обработки (СРТ). Терапия когнитивной обработки как специфический тип когнитивно-поведенческой терапии. Эффективность в уменьшении симптомов ПТСР, которые развивались после переживания различных травмирующих событий, включая жестокое обращение с детьми, боевые действия, изнасилования и стихийные бедствия. 12 сеансов научения оспаривать и изменять бесполезные застревающие убеждения, связанные с психотравмой. Создание нового понимания и концептуализация травмирующего события с целью уменьшения его продолжающегося негативного влияния на текущую жизнь. Изменение представлений индивида о травматическом событии и сверхаккомодированных убеждений о себе и о мире. Ослабление вторичных эмоции вместе с навязчивыми воспоминаниями. 

Обучение клиентов изменению проблемных когниций, в частности, самообвинение, при желании интеллектуально переработать травматическое событие. Протокол АВС. Применение навыка изменения мыслей и убеждений для преодоления сверхгенерализованных убеждений, явившихся следствием пережитого насилия. Убеждения в безопасности, доверии, контроле, уважении и интимности. Психоэдукация клиента в отношении проявлений ПТСР, мыслей и эмоций. Осведомленность о связи между «автоматическими мыслями» и эмоциями, которые могут поддерживают симптомы ПТСР.

Написание эссе о влиянии, которое детализирует текущее понимание того, почему произошло травмирующее событие и его влияние на представления о себе, других и мире. Создание детального повествования о травме и прочтение его терапевту и самому себе дома вслух. Повествование и выражение аффекта. Выявление «тупиковой точки» пациента, т.е. момента в процессе насилия, из которого возникает конфликт между предыдущими убеждениями или который наиболее тяжело принимается клиентом. Подробный отчет о худшем травмирующем опыте для изменения схемы избегания мыслей и чувств, связанных с психотравмой. Сократический диалог и другие техники оказания помощи клиенту для распознавания его деструктивных мыслей о психотравме (мысли о самообвинении и пр.). Изменение дезадаптивного мышления. Использование навыков анализа для оценки и изменения убеждений, связанных с травмирующими событиями. Развитие способности использования адаптивных стратегий вне лечения для улучшения общего функционирования и качества жизни. Акценты на безопасность, доверие, власть, контроль, уважение и близость, пострадавшие из-за травматического опыта. Выполнение домашних практических заданий. Использование терапии когнитивной обработки в индивидуальной и групповой работе с клиентами. Специфика применения когнитивно-процессуальной терапии для лечения пострадавших от насилия. 

Метод психодинамически-имажинативной четырехфазной травматерапии Луизы Реддеманн. 1 фаза – контакт и диагностика. 2 фаза – стабилизация. Психоэдукация. Исключение травмафактора. Разрешение внутренних конфликтов. Саморегуляция и самоподдержка. Работа с ресурсами клиента. 3 фаза – конфронтация с травмой. 4 фаза – интеграция внутреннего пространства и посттравматический рост.


Соматическая, психологическая, интерактивная модель в формате Standard-30-Version для психотерапевтического лечения комплексных травм Р. Фогта. Понимание клиентом содержания и методик в травматерапии. Психоэдукация. Создание и обсуждение сеансов. Гибкость ролей клиента и терапевта. Специфика отношений взаимодействия между травматерапевтом и клиентом. Применение в работе исследований в области нейронаук. Включенная диагностика. Терапия с помощью «одушевляемых объектов» для расширения терапевтического пространства. Игровая ориентированность в травматерапии. Повторное воспитание как фокус развития клиента. Учет состояний регуляции клиента. Комбинация групповой и индивидуальной терапии. Непрерывность отношений с травматерапевтом. Привлечение системных факторов, оказывающих влияние на динамику травматерапии. Отслеживание связи поколений клиента. Тренинги в форме ролевых игр. Проведение постоянной оценки терапии.

Метод полигенерационной системной психотравматологии Ф. Рупперта. Генерационная психотравма (травма поколений) и трансгенерационная передача психотравмы. Нарушение привязанности и передача травматического опыта между поколениями. Трехмерная модель личности при психотравмах – здоровая, травмированная и выживающая части. Три основных закона полигенерационной системной психотравматологии.

Метод становления здоровой и уравновешенной личности Мэрилин Мюррей. Теоретические конструкты «внутренних детей». Представление о синдроме «сциндо» – разделение личности. Личностный рост и выравнивание межличностных отношений в контексте травмапроцесса. Преодоление созависимых отношений.

Метод соматического переживания П. Левина. 
Часть 1. Подготовительные шаги. 1 шаг. Безопасность и внутреннее содержание. Обретение границ собственного тела. 2 шаг. «Заземление» и концентрация. 3 шаг. Восстановление источников питания. 
Часть 2. Искусство слежения. 4 шаг. От прочувствованного ощущения к отслеживанию специфических переживаний. 5 шаг. Переход к активному слежению: ощущения образы мысли эмоции. 6 шаг. Обучение подчинению собственного ритма освобождения – закрепощения. 
Часть 3. Переход к разрядке. 7 шаг. Реакция борьбы: естественная агрессия против насилия. 8 шаг. Реакция бегства: естественный выход после тревоги и беспокойства. 9 шаг. Сила и гибкость против бессилия и упадка. 10 шаг. Страх выделенный из контекста реакции «оцепенения». 
Часть 4. Возвращение к здоровому равновесию. 11 шаг. Ориентация. Переход из внутреннего мира во внешнюю среду, от диалога с собственным организмом к социальному взаимодействию. 12 шаг. Закрепление и интегрирование достигнутых результатов. 

Метод пролонгированной экспозиции Фоа Эдна Б. Имагинальная экспозиция и экспозиция in vivo как пересмотр травматического воспоминания. Обработка (снижение влияние травматического стресса). Обоснование пролонгированной имагинальной экспозиции. Рефлексивные утверждения. Оценка общего терапевтического прогресса клиента. 

5 этапов пролонгироваанной эспозиции. 1. Обработка и организация воспоминания. 2. Различение воспоминания о травматическом событии и собственно травмы. 3. Снижение дистресса. 4. Осознание того, что разговоры и мысли о травме не заставят вас сойти с ума или развалиться на части. 5. Усиление чувств собственного мастерства и контроля (Эдна Б. Фоа, Элизабет А. Хембри, Барбара Оласов-Ротбаум, Шейла А.М. Раух). 

Метод когнитивно-образной травматерапии (Cognitive Imaginative Trauma Therapy) О. Защиринской. 1 фаза – работа с прошлым. Реконструкция травматического опыта. Определение центральной психотравматической темы. Конфронтация психотравматических и ресурсных образов в различных сферах жизнедеятельности человека. 2 фаза – работа с настоящим. Конструирование в настоящем субъективного опыта преодоления последствий психотравматизации. Ментализация переживаний и действий. Повторное воспитание и обучение. 3 фаза – работа с будущим. Конструирование образа будущего и закрепление ресурсной индивидуальной стратегии преодоления последствий травматической ситуации. Репарация как средство преодоления амбивалентности травматического опыта. Повторная социальная интеграция. 

Шесть этапов когнитивно-образной травматерапии: 1) Знакомство. Установление доверительных отношений. Диагностика; 2) стабилизация и начало повторного воспитания; 3) начало травматерапии; 4) основной процесс травматерапии; 5) окончание травматерапии, включая конфронтацию с травмой; 6) закрепление ресурсного состояния и повторная социализация. 

Модуль 3. Практическое применение методов вмешательства в психотравматологии (Practical application of intervention methods in Psychotrauma)
Практическое применение методов вмешательства в психотравматологии

Нейронауки и изучение функциональных нарушений головного мозга при посттравматическом стрессе и психотравме. Нейродинамические нарушения при психотравме. Нейробиологические механизмы обработки информации, связанной с возникновением симптомов посттравматического стрессового расстройства и комплексными (хроническим) психотравмами. 
Способы объяснения клиенту наличия у него изменений на уровне функциональных свойств головного мозга с применением знаний в области современных нейронаук. Метафорическое объяснение клиенту индивидуальной пластичности нервной системы и адаптивной модели переработки информации при психотравме. Психологические приемы диагностирования дисфункций головного мозга и функциональных нарушений когнитивных процессов после психотравматизации. Помощь в восстановлении когнитивных процессов. Программа «60 дней» по японской системе развития интеллекта и памяти «Тренируй свой мозг» Рюта Кавашимы (Япония). Метод ирритации головного мозга в нейрокоучинге. Рекомендации клиентам по нормализации режима дня и образа жизни. 

Определение переноса. Виды переносов. Ситуативный перенос. Символический перенос. Атмосферный перенос. 
Определение интроектного состояния. Виды интроектных состояний. Интроекты, лояльные к расстройствам. Интроекты, отождествленные с расстройствами. Интроекты, диссоциированные от расстройств. 
Экстернализация и патологическое замедление обработки информации при различных видах переносов и интроектных состояний. Анализ примеров из частной практики психолога для определения видов переносов и интроектных состояний психотраматизированных клиентов. Специфика работы психотравматолога с устойчивыми интроекционными установками. Методика оказания помощи по изменению (снижению влияния, замены) установок на качество жизни и отношения с окружающими у психотравматизированных клиентов. Понятие о степени выраженности интроекционных установок. Применение форм возрастной регрессии при анализе доминантной установки, сформированной значимыми людьми.

Закрепление полученных знаний по дифференциации интроектных состояний. Понятие «агрессор» и «жертва» в психотравматологии. Базовые интроектные состояния: 1) «здоровый» взрослый – «мотиватор», «менеджер» и «контролер»; 2) оптимистичный ребенок; 3) внутренний защитник висцерального происхождения. Интроектные состояниях при диссоциативных проявлениях личности: депрессивный ребенок, аутоагрессор, агрессор (насильник). Теории о субличностях и их применение в психотравматологии (Стоун Хэл, Уинкельман Сидра). Практические упражнения по анализу структуры субличностей у психотраматизированных клиентов. Методика О. Защиринской «Диагностика интроектных состояний при психотравмах» (2021). 

Составление таблицы трасформационной динамики личностных ресурсов при психических травмах. Изучение методики «Трасформационная динамика личностных ресурсов при психических травмах» О.В. Защиринской. Установки, полученные от близких (значимых) людей. Интроецирование (перенос «на себя»). Перенос на других людей. Интроекты как трансформационная модель личностных ресурсов. 

Арт-терапевтическая модальность в травматерапии. Специфика и ограничения в применении данного метода. Арт-терапевтическая травмаэкспозиция при работе с детьми, подростками и взрослыми. Групповая арт-терапевтическая травмаэкспозиция (на примере детей, оказавшихся участниками и свидетелями взрыва в жилом доме 13 марта 2018 года в Санкт-Петербурге).

Учебный план

Модуль 1. Диагностика видов психических травм
Diagnosis of different types of Psychotrauma

  1. Занятие №1 
    21.09.2022 19.00–22.00

    Академические часы: лекционные – 3ч, интерактивные - 1ч
    Содержание: Определение психической травмы. Эмпирическая классификация психических травм О.В. Защиринской. Пять объективных критериев для постановки травмадиагноза (по О.В. Защиринской).
  2. Занятие №2 
    28.09.2022 19.00–22.00

    Академические часы: лекционные – 4ч
    Содержание: Моно- и политравма. ПТСР и психическая травма. Памятка для клиентов с политравмой. Опросник «Тип психотравмы» (Клаудио Герберт, 2017).
  3. Занятие №3
    05.10.2022 19.00–22.00

    Академические часы: интерактивные - 4ч
    Содержание:Определение основных признаков психотравматизации у клиентов. Дифференциация психических состояний. Основные признаки психотравматизации у взрослых и детей. Опросник «Posttraumatic Symptom Scale, 10 Items (PTSS-10)» (Шкала посттравматических симптомов).
  4. Занятие №4 
    12.10.2022 19.00–22.00

    Академические часы: интерактивные - 4ч
    Содержание: Диагностика психического состояния психотравматизированного клиента. Методика «Капсула травмы» (по Р. Фогту). Авторская методика О.В. Защиринской «Мишени травматерапии» (2021).
  5. Занятие №5 
    19.10.2022 19.00–22.00

    Академические часы: лекционные – 3ч, интерактивные - 1ч
    Содержание: Динамика травмапроцесса. Фазы травматической реакции. Центральная травматическая ситуационная тема. Понятие о травмакомпенсаторной схеме – стратегия оказания помощи при психотравмах.

Модуль 2. Методы оказания помощи при психических травмах
Mental health care methods in Psychotrauma

  1. Занятие №1 
    26.10.2022 19.00–22.00

    Академические часы: лекционные – 2ч, интерактивные - 2ч
    Содержание: Неспецифические методы психотравматологии: метод десенсибилизации с помощью движения глаз. Метод гипноза при оказании помощи взрослым с психической травмой.
  2. Занятие №2 
    02.11.2022 19.00–22.00

    Академические часы: лекционные – 2ч, интерактивные - 2ч
    Содержание: Неспецифические методы психотравматологии: метод экспозиции.
  3. Занятие №3
    09.11.2022 19.00–22.00

    Академические часы: лекционные – 2ч, интерактивные - 2ч
    Содержание: Специфические методы психотравматологии. Метод Готтфрида Фишера (Германия). Метод Питера Левина (США). Метд Луизы Реддеманн (Германия).
  4. Занятие №4 
    16.11.2022 19.00–22.00

    Академические часы: лекционные – 2ч, интерактивные - 2ч
    Содержание: Специфические методы психотравматологии. Метод Мэрилин Мюррей (США). Метод Ральфа Фогта (Германия).
  5. Занятие №5 
    23.11.2022 19.00–22.00

    Академические часы: лекционные – 4ч
    Содержание: Специфические методы психотравматологии. Метод Франц Рупперт (Германия). Метод Патриции А. Резик, Шнике М.К. (США). Метод Фоа Э.Б. (США).

Модуль 3. Практическое применение методов вмешательства в психотравматологии
Practical application of intervention methods in Psychotrauma

  1. Занятие №1 
    30.11.2022 19.00–22.00

    Академические часы: лекционные – 4ч
    Содержание: Нейронауки и изучение функциональных нарушений головного мозга при посттравматическом стрессе и психотравме. Нейродинамические нарушения при психотравме.
  2. Занятие №2
    07.12.2022 19.00–22.00

    Академические часы: лекционные – 4ч
    Содержание: Динамика психотравматизации клиента. Переносы и интроектные состояния в психотравматологии. Формирование интроектных состояний.
  3. Занятие №3
    14.12.2022 19.00–22.00

    Академические часы: лекционные – 1ч, интерактивные - 3ч
    Содержание: Понятие о субличностях. Применение анализа субличностной структуры в психотравматологии. Трасформационная динамика личностных ресурсов при психических травмах.
  4. Занятие №4
    21.12.2022 19.00–22.00

    Академические часы: лекционные – 2ч, интерактивные - 2ч
    Содержание: Модель интроектных состояний О.В. Защиринской. Диагностика интроектных состояний.
  5. Занятие №5
    28.12.2022 19.00–22.00

    Академические часы: лекционные – 1ч, интерактивные - 3ч
    Содержание: Арт-терапия в психотравматологии. Арт-терапевтическая травмаэкспозиция.

Объем учебных часов – 144 часа, включая самостоятельную работу слушателей. Зачет проводится дополнительно в форме интервизии по желанию слушателей программы.

Защиринская Оксана Владимировна

Защиринская
Оксана Владимировна

практика — 32 года

Доктор психологических наук, профессор, практикующий психотравматолог. Заведующий кафедрой психотравматалогии в Русской христианской гуманитарной академии. Президент некоммерческой организации «Евразийский консорциум по травматическому стрессу и психотравме». Автор и соавтор 305 научных публикаций.
Большое спасибо Оксане Владимировне Защиринской за этот курс! Как начинающему психологу, было полезно его проходить, хотя учитывая серьезность темы, данный курс все же более ориентирован на специалистов с опытом работы. Содержание курса на 90% состоит из практической информации, обучения различным методикам помощи клиентам, что, безусловно, является преимуществом для тех, кто решит пополнить свой арсенал проверенными на практике, работающими инструментами терапии психотравм и психической регуляции непсихотравмированных клиентов.
Горовая Мария
Хочу искренне поблагодарить Оксану и ее команду за такой чудесный, крайне актуальный, грамотный и нужный курс по психотравматологии! Считаю прохождение этого курса определенно одним из самых полезных вкладов этого года в себя, в свой профессиональный рост и квалификацию. Четко осознаю теперь, как сильно не доставало именно этих знаний ранее. Хочу особенно отметить достоинства курса – это очень ясная подача информации с четким, хорошо структурированным материалом с захватывающим погружением в недра человеческой психики и исследованием её глубинных процессов и что немаловажно – предлагаемые крайне деликатные методы исцеления травм. С уважением и благодарностью.
Елена Жердева
Международные методы оказания помощи детям и взрослым с психической травмой
Методы оказания помощи при психических травмах. Модуль 2
12 000 ₽
26.10.2022 - 23.11.2022
Практическое применение методов вмешательства в психотравматологии. Модуль 3
12 000 ₽
30.11.2022 - 28.12.2022

Мы на связи