Международная практика консультирования при психических травмах и ПТСР

Авторская онлайн-программа повышения квалификации

160
академических часа
в программе
3835
человек приняли участие
в наших проектах
Психические травмы… Во всем мире в настоящее время люди переживают глобальные катаклизмы и конфликты, преодолевая тяжелые психические состояния. Тяжелая болезнь, утрата близкого или родного человека, увольнение с работы, моббинг на работе, буллинг ребенка в школе, пережитое психологическое или физическое насилие, военные конфликты – последствия таких травматических стрессов и разрушительная ретравматизация требуют высококвалифицированного подхода к преодолению их последствий.

Наша программа – уникальна по своему содержанию. Психотравматолог (европейская сертификация) и два психиатра поделятся своим опытом консультирования взрослых с посттравматическим стрессовым расстройством (далее – ПТСР) и психическими травмами.

Один из ведущих – майор спецназа, военный врач и участник нескольких военных конфликтов. Он представит видео материалы о проблематике формирования симптомов ПТСР у военнослужащих в процессе боевых действий, в которых сам принимал самое непосредственное участие.

Авторская программа наполнена разумным сочетанием теоретической подготовки с освоением методов и методик оказания помощи людям с психическими травмами и ПТСР.

В содержании программы объединены основные результаты обучения ведущих в Германии, Швейцарии, а также изучение современного голландского метода EMDR 2.0, американских методов травматерапии (методы Г. Фишера, Р. Фогта, П. Рейсик, К. Левина, Ф. Рупперта, Бессела. ван дер Колка, М. Мюррей, Ада де Йонга и других известных специалистов), а также глубинное понимание русского менталитета в сочетании с профессиональным опытом ведущих.

Цели программы

  1. Овладение технологиями и инструментарием оказания профессиональной помощи взрослым, детям и подросткам, семьям с проявлениями травматического стресса, посттравматического стрессового расстройства, психотравматизации и комплексными психическими травмами;
  2. Получение практического опыта работы с клиентами, оказавшимися в тяжелых жизненных ситуациях (болезнь, утрата, насилие, моббинг, буллинг);
  3. Освоение стратегий самопомощи психотравматизированным клиентам и самим психологам, оказавшимся лицом к лицу с травматическим опытом разных людей.

Преимущества обучения по данной программе

  1. Вы узнаете и лучше станете понимать теоретические основы мирового опыта работы с психотравмами и ПТСР.
  2. Вы получите наиболее точную информацию о методах работы с психотравмой.
  3. Вы уверенно начнете применять разные авторские методы в своей работе при оказании помощи клиентам с психотравмами и ПТСР.
  4. Вы сможете осознанно выбрать и соединять наиболее удобные для вашей практической работы методы работы с психотравматизированными клиентами разного возраста.
  5. Вы легко и надежно сможете интегрировать знания по психотраматологии в уже имеющийся у Вас опыт работы в своем любимом подходе (когнитивно-поведенческий, гештальт-терапия, психодинамический, экзистенциальный, арт-терапевтический, метафорический (работа с картами), игротерапевтический и при использовании метода расстановок).
  6. Вы получите обширный психологический инструментарий для работы в области психотравматологии.
  7. Вы овладеете наиболее простыми приемами диагностики признаков травматического стресса и ПТСР.

В результате обучения участники смогут

  1. Научиться осуществлять дифференциальную диагностику и отличать психические травмы от других психических состояний, включая ПТСР.
  2. Сформировать представления о различных видах психотравм и их психогенезе.
  3. Получить представление о специфике военных травм и развитии у военнослужащих – участников боевых действий – симптомов ПТСР.
  4. Развивать представления о триггерах, переносах и интроектных состояниях, обусловливающих ретравматизацию.
  5. Изучить специфику клинически апробированных и авторских методов оказания помощи детям и взрослым с психотравмами.
  6. Освоить практические приемы оказания помощи людям, пережившим насилие (психологическое, физическое, сексуальное).
  7. Освоить практические приемы оказания помощи взрослым с комплексными психическими травмами и ПТСР, включая представления о применении EMDR-терапии, эриксоновского гипноза, метода экспозиции.
  8. Научиться применять ведущие подходы (психодинамический, когнитивно-поведенческий, телесно-ориентированный и арт-терапевтический) при оказании помощи человеку с психическими травмами в результате нарушения привязанности.
  9. Познакомиться с авторскими методами в психотравматологии: 1) многоуровневой психодинамической травматерапии (Готтфрид Фишер, Германия); 2) когнитивно-процессуальной терапии (Патриция А. Ресик, США); 3) травмаэкспозиции; 4) психодинамически-имажинативная четырехфазовая травматерапия (Луиза Реддеманн, Германия); 5) SPIM-30-KT – cоматическая, психологическая, интерактивная модель в формате Standard-30-Version для психотерапевтического лечения комплексных травм (Ральф Фогт, Германия); 6) ориентированная на идентичность теория и терапия психотравмы или метод «встреча с собой» (Франц Рупперт, Германия); метод Мэрилин Мюррей, направленный на становление здоровой и уравновешенной личности; 7) метод пролонгированной экспозиции (Фоа Э.Б. и др., США); 8) метод соматического переживания (П. Левин, США).

Авторская программа повышения квалификации предназначена для психологов, педагогов-психологов, психотерапевтов, работающих с клиентами (включая детей, подростков и их родителей), частнопрактикующих психологов, а также для широкого круга специалистов, занимающихся вопросами личностного и профессионального развития.

Формы работы

мини-лекции, упражнения, работа в малых группах, анализ видеоматериалов, интервизия, супервизии. Занятия проводятся в системе ZOOM, что позволяет:

  • видеть друг друга;
  • вести диалог со всеми участниками;
  • демонстрировать презентации и видео материалы.

Видеозаписи занятий и раздаточные материалы на протяжении периода обучения хранятся в цифровом формате и доступны только участникам программы в личных кабинетах.

Длительность и режим занятий

Продолжительность обучения – четыре модуля. В расписание каждого модуля включены 5 занятий. Занятия проводятся 1–2 раз в неделю – по понедельникам (с 19.00 до 22.00 по мск времени), субботам и воскресеньям (с 10.00 до 17.00 по мск времени).

Объем учебных часов – 160 часов, включая самостоятельную работу слушателей. Зачет проводится дополнительно в форме интервизии по желанию слушателей программы.

Документы для участников программы

По окончании обучения выдаются три вида документов:

  • Международный сертификат (на английском языке) от «Cognitio psykologi», Stockholm, Sweden – официального партнера ИКЦ «Психометрика». Сертификаты действуют на основании международного договора ИКЦ «Психометрика» (г. Санкт-Петербург) и компанией «Cognitio psykologi» (г. Стокгольм), в Уставе которой указано, что эта образовательная компания имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности по всем международным стандартам. Следовательно, прилагая к этому сертификату страницу из Устава шведского образовательного учреждения, можно официально подавать этот пакет документов на аттестацию (для повышения категории). Это будет засчитываться как повышение квалификации в рамках международного проекта. В сертификате указанного образца на английском (или русском) языке отражены – даты проведения и название программы, данные преподавателя, ваши имя и фамилия. 
  • Сертификат ИКЦ «Психометрика». Предоставляется только в электронном виде (отправка электронной почтой).
  • Удостоверение о повышении квалификации (160 часов) от Института практической психологии «Иматон» (Лицензия № 1652 от 30.12.2015 г.) Документы оформляются по желанию обучающихся за дополнительную оплату. 

Сертификаты и удостоверения оплачиваются дополнительно.

Дополнительно о зачете

Зачетная работа проводится дополнительно по желанию слушателей в форме интервизии с представлением случаев из собственной практики.

Участники могут приобрести с автографом автора книгу О.В. Защиринской «Психические травмы в межличностных отношениях» (2021). 

В учебном пособии раскрыты теоретические и практические аспекты проблемы психотравматизации взрослых в контексте межличностных отношений, изложены современные представления о травмапроцессе у детей в семье и школе, предлагается анализ современных научных исследований по данной проблематике.

В книге приводится определение, теории и концепции психотравмы с учетом её возрастной феноменологии. Автор предлагает свою – первую в России – классификацию психотравм. В книге также раскрыты концепты специфики оказания помощи с учетом различного вида психотравм. 

В приложение включены авторские методики, которые будут полезны в ходе оказания психологической помощи пострадавшим при различных видах психотравматизации.

Модуль 1. Диагностика видов психических травм. Клинически апробированные методы консультирования при психических травмах

20 академических часов (лекционные – 11ч, интерактивные - 9ч)

  1. Занятие №1 – 20.02.23
    Академические часы: лекционные – 3ч, интерактивные - 1ч
    Определение психической травмы. Эмпирическая классификация психических травм О.В. Защиринской. Пять объективных критериев для постановки травмадиагноза (по О.В. Защиринской).
  2. Занятие №2 – 25.02.23
    Академические часы: лекционные – 4ч
    Моно- и политравма. ПТСР и психическая травма. Памятка для клиентов с политравмой. Опросник «Тип психотравмы» (Клаудио Герберт, 2017).
  3. Занятие №3 – 27.02.23
    Академические часы: интерактивные - 4ч
    Определение основных признаков психотравматизации у клиентов. Дифференциация психических состояний. Основные признаки психотравматизации у взрослых и детей. Опросник «Posttraumatic Symptom Scale, 10 Items (PTSS-10)» (Шкала посттравматических симптомов).
  4. Занятие №4 – 06.03.23
    Академические часы: лекционные – 1ч, интерактивные - 3ч
    Методы экспозиции и рескриптинга в психотравматологии
  5. Занятие №5 – 13.03.23
    Академические часы: лекционные – 3ч, интерактивные - 1ч
    Динамика травмапроцесса. Фазы травматической реакции. Центральная травматическая ситуационная тема. Понятие о травмакомпенсаторной схеме – выбор базовой стратегии оказания помощи.

Модуль 2. Десенсибилизация и переработка движениями глаз (EMDR, EMDR 2.0) в травматерапии

20 академических часов (лекционные – 4ч, интерактивные - 16ч)

  1. Занятие № 1 – 18.03.23
    Ведуший:
    Доморацкий Владимир Антонович

    Академические часы: лекционные – 2ч, интерактивные - 6ч

    Десенсибилизация и переработка движениями глаз (ДПДГ) в терапии психических травм и ПТСР.

    История создания и развития метода лечения эмоциональных травм с помощью движений глаз (ДПДГ – EMDR). Механизмы лечебного действия: традиционный подход и новые представления. Модель адаптивной переработки информации (АПИ). Теория рабочей памяти. Повышение нагрузки на рабочую память – ключ к ускорению переработки. Особенности работы по версии EMDR 2.0.

    Восемь фаз терапии с использованием билатеральной стимуляции (BLS). Стадии стандартного протокола EMDR. Приёмы для обеспечения безопасности клиента. Ресурсные техники в EMDR: безопасное место, внутреннее безопасное место. Техники контейнирования негатива. Особенности работы с отреагированием и блоками. Техники преодоления блокировки переработки. «Парковка» при незавершенной переработке. «Техника светового потока» и другие приемы для ослабления тревоги.

  2. Занятие № 2 – 19.03.23
    Ведуший:
    Доморацкий Владимир Антонович

    Академические часы: лекционные – 2ч, интерактивные - 6ч

    Десенсибилизация и переработка движениями глаз (ДПДГ) в терапии психических травм и ПТСР.

    «Слепой» психотерапевтический протокол (работа без оглашения проблемы). 

    Острая реакция на стресс (ОРС) и расстройства адаптации Полные протоколы работы с ОРС (в первые часы после травматического инцидента) и посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Редактор негативных (кошмарных) сновидений. Инсталляция сценария действий в будущем и проверка ментального видео.

    Приемы, ускоряющие переработку и предупреждающие «наводнение» травматическим материалом и абреакции. EMDR 2.0 в травма-ориентированной терапии пациентов с ПТСР. Работа с диссоциацией и флешфорвардами: основные стратегии.

  3. Занятие № 3 – 20.03.23
    Академические часы: интерактивные - 4ч
    EMDR 2.0 (голландская версия) – современный метод в психотравматологии. Метод эриксоновского гипноза при оказании помощи взрослым с психической травмой. Модификация данного метода для детей и подростков.

Модуль 3. Авторские методы консультирования при психических травмах

20 академических часов (лекционные – 12ч, интерактивные - 8ч)

  1. Занятие № 1 – 27.03.23
    Академические часы: лекционные – 2ч, интерактивные - 2ч
    Содержание: Учёт психического состояния психотравматизированного клиента в процессе травматерапии. Методика «Капсула травмы» (по Р. Фогту). Авторская методика О.В. Защиринской «Мишени травматерапии» (2021).
  2. Занятие № 2 – 03.04.23
    Академические часы: лекционные – 2ч, интерактивные - 2ч
    Содержание: Авторские методы в психотравматологии. Метод Готтфрида Фишера (Германия). Метод Питера Левина (США).
  3. Занятие № 3 – 17.04.23
    Академические часы: лекционные – 2ч, интерактивные - 2ч
    Содержание: Авторские методы в психотравматологии. Метод Луизы Реддеманн (Германия).
    Метод Мэрилин Мюррей (США).
  4. Занятие № 4 – 24.04.23
    Академические часы: лекционные – 2ч, интерактивные - 2ч
    Содержание: Авторские методы в психотравматологии. Метод Ральфа Фогта (Германия).
  5. Занятие № 5 – 26.04.23
    Академические часы: лекционные – 4ч
    Содержание: Авторские методы в психотравматологии. Метод Франца Рупперта (Германия). Метод Патриции А. Резик, Шнике М.К. (США). Метод имагинальной травматерапии Фоа Э.Б. (США).

Модуль 4. Военная травма и ПТСР. Консультирование взрослых с политравмами

20 академических часов (лекционные – 6ч, интерактивные - 14ч)

  1. Занятие № 1 – 15.05.23
    Ведуший:
    Черепанов Андрей Викторович
    Академические часы: интерактивные - 4ч
    Содержание: Военная травма у участников боевых действий. Представления о реальных условиях, в которых находятся военнослужащие в зоне боевых действий.
  2. Занятие № 2 – 22.05.23
    Ведуший:
    Черепанов Андрей Викторович
    Академические часы: интерактивные - 4ч
    Содержание: Формирование представлений у практикующих психологов о симптомах ПТСР в условиях военных конфликтов. Особенности психического состояния вернувшихся из районов локальных военных конфликтов: работа с воспоминаниями и переживаниями.
  3. Занятие №3  – 29.05.23
    Академические часы: лекционные – 4ч
    Содержание: Динамика психотравматизации клиента. Переносы и интроектные состояния в психотравматологии. Формирование интроектных состояний.
  4. Занятие № 4 – 05.06.23
    Академические часы: лекционные – 1ч, интерактивные - 3ч
    Содержание: Понятие о субличностях. Применение анализа субличностной структуры в психотравматологии. Трасформационная динамика личностных ресурсов при психических травмах.
  5. Занятие № 5 – 07.06.23
    Академические часы: лекционные – 1ч, интерактивные - 3ч
    Содержание: Модель интроектных состояний О.В. Защиринской. Диагностика интроектных состояний. Роль знаний об интроектных состояниях в консультировании взрослых с политравмами.

* возможны незначительные переносы отдельных дат занятий из-за основной работы ведущих

Защиринская Оксана Владимировна

Защиринская
Оксана Владимировна

практика — 33 года

Доктор психологических наук, профессор, практикующий психотравматолог. Заведующий кафедрой психотравматалогии в Русской христианской гуманитарной академии. Президент некоммерческой организации «Евразийский консорциум по травматическому стрессу и психотравме». Автор и соавтор 320 научных публикаций.
Доморацкий Владимир Антонович

Доморацкий
Владимир Антонович

практика — 23 года

Доктор медицинских наук, профессор, врач-психотерапевт, психиатр, сексолог. Действительный член и руководитель модальности «Эриксоновская психотерапия и эриксоновский гипноз» Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ), официальный преподаватель международного класса ОППЛ, действительный член Российского научного сексологического общества, вице-президент Национальной саморегулирующейся организации «Союз психотерапевтов и психологов».
Регулярно проводит длительные обучающие программы по эриксоновскому гипнозу, а также обучающие семинары по психотерапии с помощью движений глаз (EMDR, версия 2.0), краткосрочной стратегической психотерапии, психотерапии сексуальных дисфункций и супружеских дисгармоний, психотерапии психосоматических расстройств в Москве, Санкт-Петербурге, Минске, Риге, Киеве, Кишинёве, Краснодаре, Владивостоке, Калининграде, Новосибирске Сочи и др. городах.
Основные направления научной деятельности: изучение механизмов формирования и клинических особенностей невротических и сексуальных расстройств. Разработка и совершенствование подходов по профилактике и лечению невротических и психосоматических расстройств, сексуальных дисгармоний и половых дисфункций с акцентом на методах их психотерапевтической коррекции.
Член редакционных советов журналов «Психиатрия, психотерапия и клиническая психология» (Минск), «Психотерапия» (Москва), «Теория и практика психотерапии» (Монреаль, Канада). Автор и соавтор более 250 научных публикаций, в том числе 14 книг.
Практикующий специалист. Проводит терапию лиц с невротическими и психосоматическими расстройствами, аддикциями, сексуальными дисгармониями и дисфункциями.
Черепанов Андрей Владимирович

Черепанов
Андрей Викторович

практика — 27 лет

Врач-психиатр, врач-психотерапевт, гипнотерапевт. Председатель секции суггестивной психотерапии Профессиональной медицинской психотерапевтической ассоциации.
Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени, а также другими государственными наградами.
Майор спецназа в отставке. Участник военных конфликтов. Военный врач.
Специалист с двадцатилетним опытом эффективного применения гипноза, десенсибилизации и переработки движениями глаз, кататимно-имагинативной терапии в лечении тревожных, депрессивных, обсессивно-компульсивных, психосоматических расстройств, посттравматического стрессового расстройства и острых реакций на стресс.
Большое спасибо Оксане Владимировне Защиринской за этот курс! Как начинающему психологу, было полезно его проходить, хотя учитывая серьезность темы, данный курс все же более ориентирован на специалистов с опытом работы. Содержание курса на 90% состоит из практической информации, обучения различным методикам помощи клиентам, что, безусловно, является преимуществом для тех, кто решит пополнить свой арсенал проверенными на практике, работающими инструментами терапии психотравм и психической регуляции непсихотравмированных клиентов.
Горовая Мария
Хочу искренне поблагодарить Оксану и ее команду за такой чудесный, крайне актуальный, грамотный и нужный курс по психотравматологии! Считаю прохождение этого курса определенно одним из самых полезных вкладов этого года в себя, в свой профессиональный рост и квалификацию. Четко осознаю теперь, как сильно не доставало именно этих знаний ранее. Хочу особенно отметить достоинства курса – это очень ясная подача информации с четким, хорошо структурированным материалом с захватывающим погружением в недра человеческой психики и исследованием её глубинных процессов и что немаловажно – предлагаемые крайне деликатные методы исцеления травм. С уважением и благодарностью.
Елена Жердева
Модуль 1
14 000 ₽
20.02.2023
Модуль 2
14 000 ₽
18.03.2023
Модуль 3
14 000 ₽
27.03.2023
Модуль 4
14 000 ₽
15.05.2023

Мы на связи