При работе с детьми важно иметь представление о специфических формах реакции на те или иные переживания. Один из важнейших аспектов этой компетенции – знания об особенностях психотравматизации у детей. Что может указывать на это?
- Аутоагрессивное поведение и самоповреждение. Это частая форма дезадаптивного копинга, однако именно для детей специфична его неосознаваемость. Зачастую самоповреждение может проявляться в обкусывании ногтей или появлении ссадин и синяков неясного для самого ребенка происхождения.
- Раздражительность и частая смена настроения. Взрывная реакция на малейшие поводы, как и яркий аффект в ответ на проигрыш или уступки, может указывать на психическое перенапряжение. Быстрый переход от радости до плача – также частый признак того, что психика ребёнка не справляется с возлагаемой на ее ресурсы нагрузкой. Такие перемены могут казаться несвойственными, особенно когда ведут к отказу от любимых видов деятельности или общения с близкими.
- Навязчивые действия и мысли. Яркий маркер того, что сознание ребенка не может переработать какой-то опыт. Навязчивости как способ самоуспокоения могут встречаться у маленьких детей в виде “травматической игры”, когда ребенок воспроизводит травматичные события с игрушками. Такая деятельность, тем не менее, не приносит ему облегчения. Этот аспект может проявляться и в отсутствии интереса к разнообразной деятельности – монотонность успокаивает ребенка, а на активное участие в чем-то еще у него банально нет сил.
- Немотивированное упрямство и вербальная агрессия. Протестное или истерическое поведение намекает, что ребенок не справляется с эмоциями. По мере взросления такое поведение может заменяться на негативизм и враждебность.
- Страхи и нарушения сна. Для травмированных детей характерно появление несвойственных ранее страхов, как боязнь темноты или гроз. В некоторых случаях фобическую симптоматику сопровождает энурез, и в таком случае очень важна адекватная реакция родителя на такие эпизоды.
- Уход в себя. Репертуар детских психологических защит весьма ограничен, а потому часто травмированный ребенок изолируется в себе, создавая безопасное пространство в мире навязчивых фантазий. Эта аутизация впоследствии может приводить к алекситимии – неспособность понимать и выражать свои чувства.
- Телесные проявления. Психотравма, связанная с посягательством на телесную неприкосновенность, часто сопровождается глубоким переживанием “грязности” своего тела. Дети младшего возраста могут демонстрировать привередливость в выборе одежды из-за кожного дискомфорта. Вместе с тем могут нарушаться аппетит и вес, особенно в подростковом возрасте.
- Стремление к контролю поведения взрослого. Попытки ребенка не отпускать родителя или “приковать” его к себе могут восприниматься со стороны как своенравие, однако на деле являются стремлением вернуть себе субъективный контроль за ситуацией.
Распознавание этих специфических проявлений – компетенция психолога, работающего с детьми. Требует специальных знаний, которые можно освоить на профильных курсах повышения квалификации.
Методика для выявления признаков психотравматизации у детей и подростков опубликована в книге Оксаны Защиринской «Преодоление травматического стресса. Рабочая тетрадь», которая издана издательством «ПИТЕР» в 2024 г. и переиздана в 2025 г. На странице 43 вы найдете авторский опросник «Признаки психотравматизации детей».
Использование валидных диагностических инструментов, подобных этому опроснику, — важная часть подготовки детского психолога, специализирующегося на травме. Навыкам диагностики и интерпретации учат на углубленных программах.
Проверьте психическое состояние ребенка!