0
Корзина
Кабинет

Очерёдность рождения и характер

Наиболее частая ситуация на сегодняшний день – единственный ребёнок в семье. Он и младший, и старший, – отсюда все привилегии и страдания одновременно. Как правило, на единственном ребёнке сосредотачивается всё ближайшее окружение – это постоянное внимание и контроль, боязнь чего-то не додать, не досмотреть. 

Взрослые хотят видеть в нём своё продолжение, воплощение своих устремлений. Все их силы брошены на развитие и обучение малыша, всё лучшее должно быть присвоено, освоено и впитано им. Но ребёнок может, хотя и очень старается, не оправдать высоких устремлений родителей.

И тогда у тех возникает чувство бесцельно прожитой жизни и разочарования. Кроме того, единственному ребёнку трудно выйти из своего эгоцентризма и он может остаться инфантильным довольно долгое время. Ему также сложнее встраиваться в детский коллектив, он не понимает эмоционального состояния других, слишком требователен и капризен.

Родителям в данном случае следует не ставить перед ребёнком завышенных целей, не поощрять в нём сосредоточенность на себе и эгоцентризм, искать возможности общения с другими детьми. Главная задача родителей – помочь стать самостоятельным и уверенно шагающим по жизни человеком.

Старший ребёнок какое-то время занимает позицию единственного. Если рождается следующий член семьи, он становится старшим. Происходит это постепенно, иногда травматично, поскольку приходится делить внимание родителей с братом или сестрой, а требовать от тебя начинают гораздо больше. В случае рождения ребёнка другого пола первенцы лучше адаптируются к изменившимся условиям. Если дети однополые, старшему ребёнку приходиться принимать правила конкуренции и грести во всю силу вперёд. Родителями у него поощряются рассудительные и логические высказывания, целеустремлённое поведение, ответственность за интеллектуальное развитие всей семьи. Он – её основная надежда, наследник, продолжатель традиций, он также подаёт пример младшему поколению.

Главное, чтобы груз ответственности не превышал возможности ребёнка. Иначе, в погоне за родительской любовью он всё время будет стремиться к совершенству, у него может появиться повышенная тревожность и чувствительность, гиперответственность, критичность, трудности в приобретении друзей. Задача родителей позаботиться, чтобы перемена в семье не стала слишком резкой для первенца. Следует помнить, что он сам ещё ребёнок и нуждается в играх и родительской заботе.

Младший ребёнок живёт с этим ощущением даже в зрелые годы. Он может быть как отчаянным оптимистом, так и полным пессимистом. В первом случае ему разрешается и прощается больше, чем другим. У родителей не связано с ним больших ожиданий, его можно просто любить и баловать. Во втором случае, ему просто не хватает внимания и уважения всех остальных. Родители часто упускают интеллектуальное развитие младших детей, им самим приходиться тянуться за старшими или выбирать собственное поле деятельности. Они вырабатывают хорошие коммуникативные навыки, но стараются избегать ответственности и во взрослой жизни.

Родители подходят более спокойно к рождению младшего ребёнка, поскольку уже есть опыт воспитания старшего, но следует не снижать требовательности и стимуляции в его дальнейшем развитии.

Среднему ребёнку достаётся меньше всего родительского внимания и заботы. Приходится часто соперничать с более сильным и умелым старшим, а также с более зависимым и беспомощным младшим. По исследованиям специалистов у средних детей часто формируется заниженная самооценка, им трудно определиться в дальнейшей жизни, они менее целенаправленны и заинтересованы в достижении успеха. Они даже могут совершать противоправные действия с единственной целью – привлечь к себе внимание окружающих. Зато из-за своего промежуточного положения средние дети приобретают великолепную способность ладить с различными людьми. Поэтому они дружелюбны, тактичны, хорошо ведут переговоры. Они также имеют больше информации о своих братьях и сёстрах, чем другие члены семьи.

Родителям следует чаще подбадривать и поддерживать средних детей, относиться к ним как к старшим.

Это лишь общие тенденции, которые могут воплотиться в том или ином ребёнке. Каждый малыш – единственный и уникальный, требует уважения к себе как личности, нуждается в личном времени со стороны родителей, хотя бы по 20 минут в день.