Тревожность – это личностная особенность, которая заключается в том, что человек испытывает повышенное беспокойство в различных жизненных ситуациях. Настоящая тревожность не связана с каким-то событием (выступление, контрольная работа, знакомство с незнакомыми людьми), она проявляется почти всегда.
Причины детской тревожности
- завышенных требований взрослых, не отвечающих возможностям ребёнка;
- постоянного навязывания ребёнку старшими своих страхов и опасений;
- противоречивых требований в семье и детских убеждениях;
- конфликтных отношений в семье;
- постоянного контроля, критики и осуждения ребёнка.
Если понаблюдать за тревожным ребёнком, можно заметить:
- Постоянное беспокойство. Оно может быть двигательным (лишние движения рук, ног), речевым (всё время что-то бормочет, говорит, спрашивает, переживает). Ребёнок пугается громких звуков, вздрагивает, когда слышит их.
- Склонность драматизировать и преувеличивать события.
- Трудно сосредоточиться на одной деятельности.
- Во время выполнения новых заданий напряжён, скован. Боится допустить ошибку, поэтому отказывается от определённой деятельности.
- Может работать только с частыми перерывами.
- Боится преодолевать препятствия.
- Часто смущается, краснеет или бледнеет, легко расстраивается.
- Демонстрирует раздражительность с близкими людьми.
- Тяжело засыпает, беспокойно спит.
- Могут быть мышечные зажимы в различных частях тела, поэтому движения резкие, порывистые, неловкие.
Как предотвратить детскую тревожность?
- Предъявляйте к нему требования соразмерные с его возрастом и возможностями.
- Будьте последовательны в своих воспитательных воздействиях на ребёнка, не противоречьте сами себе и друг другу.
- Последите за своими словами и действиями, не запугиваете ли вы ребёнка своими постоянными запретами и ограничениями.
- Учите не бояться допускать ошибки. Все имеют право на ошибку, не получилось с первого, получится с десятого раза.
- Учите преодолевать препятствия. Выигрывает тот, кто не сдаётся.
- Старайтесь разрешать конфликтные ситуации спокойно и взвешенно, приучайте к этому ребёнка.
Как общаться с тревожным ребёнком:
- У тревожных детей неустойчивая ситуативная самооценка. Укрепляйте самооценку ребёнка. Хвалите его, поддерживайте, помогайте, если необходимо. Чаще говорите, как вы его любите, и как он вам дорог, не смотря на его достижения.
- Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
- Избегайте серьёзных состязаний.
- Настраивайте ребёнка заранее на предстоящую деятельность.
- Осторожно делайте замечания, они должны касаться только деятельности ребёнка, а не его личности.
- Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
- Используйте телесный контакт (поглаживания, лёгкий массаж).
- Выберите кружок, который бы нравился ребёнку. Хорошо, если он захочет плавать. Тревожные дети пугаются творческих заданий, постарайтесь его увлечь творчеством.
- Очень важно поддерживать здоровый режим дня. Заканчивайте трудовой день за два часа до сна, ребёнок должен отвлечься от забот, немного поиграть и расслабиться. Вечером хорошо принять тёплый душ или ванну.
- Демонстрируйте сами примеры уверенного поведения.