Что подталкивает подростка к приёму ПАВ?

Выявлено, что уже в 8–11 лет появляется интерес к тому, что связано с наркотиками (их действие, способы употребления), среди этого возраста распространена токсикомания (употребление токсических веществ). В 11–14 лет интерес вызывает употребление «лёгких» наркотиков. Наиболее опасный возраст чтобы начать экспериментировать с разными психоактивными веществами – 14–17 лет. Известны и более ранние случаи приёма наркотических препаратов.
Мы стали меньше видеть на наших улицах и в подъездах людей, употребляющих ПАВ. Но, к сожалению, проблема приёма наркотиков подростками остаётся по-прежнему актуальной.
Цели приёма ПАВ у подростков довольно многообразны, вот некоторые из них:
- Достижение душевного спокойствия (у тревожных, нерешительных, сомневающихся, мнительных подростков).
- В связи с неудовлетворённой потребностью в общении (чтобы было легче общаться с другими), любви, доброжелательности.
- С целью подъёма жизненных сил, сниженного настроения, бодрости, усиления активности.
- Для получения удовольствия, достижения приятных ощущений, психического и физического комфорта.
- Чтобы быть принятым определённой группой.
- Для компенсации личностных особенностей, мешающих полноценной жизни.
- С целью манипулирования другими подростками.
Выявлены основные факторы риска возникновения наркомании:
- Биологические (у детей, чьи родители принимали наркотики, употребление определённых препаратов в связи с болезнью).
- Социальные (разрушение института семьи, плохая организация досуга, отсутствие жизненных перспектив, «подсаживание на иглу»).
- Психологические (неправильное воспитание в семье, личностные особенности, дезадаптация к учебному процессу, асоциальное поведение, вовлечённость в круг сверстников, употребляющих ПАВ).
Чаще всего сочетание различных факторов способствует возникновению интереса к приёму наркотиков. Однако наиболее существенным из них большинством специалистов рассматриваются дисгармоничные отношения в семье подростка.
Основные формы нарушения родительских отношений в семьях, где подростки имели опыт приёма ПАВ:
- Жестокость в обращении с подростками. Она может выражаться в физическом подавлении ребёнка или в психологическом унижении личности. В данном случае в семье отсутствуют тёплые, доверительные и равноправные отношения. При таком воспитании личность подростка деформируется, он сам становится агрессивным или тревожным, заискивающим перед окружающими.
- Непонимание родителями возрастных особенностей ребёнка. В это время подростки переживают очередной кризис взросления, происходит перестройка отношений к себе (в физическом и психологическом плане) и к среде. Они испытывают несоответствие биологических и социальных возможностей, неуверенность в своих знаниях и умениях, мучаются вопросами: что он собой представляет, зачем существует, как к нему относятся окружающие. Чувство неполноценности и постоянные сомнения по поводу себя могут приводить к тоскливому настроению и поиску средств, улучшающих душевное и физическое самочувствие.
- Низкий авторитет родителей в глазах подростка. Материальное благополучие и бесконфликтные взаимоотношения в семье не являются гарантом значимости отношений между подростком и родителями. Если в сознании подростка не сформирован внутренний диалог с родителями, их ценности и отношение к наркотикам не принимаются во внимание.
Что во многом защищает детей от опасности приёма наркотиков:
- Хорошие отношения с родителями. Важно с равным вниманием и бескорыстной любовью относиться ко всем своим детям.
- Образование и информация. Важно вовремя предоставлять ребёнку правильную информацию, иначе его проинформируют другие, но в искажённом виде.
- Понимание и интерес. Всегда уделяйте время ребёнку, особенно когда он об этом просит. Интересуйтесь его интересами, жизнью. Если вы будете отгораживаться от него работой и своими заботами, он обратиться за компенсацией к нездоровым привычкам.
- Забота и защита. Не чувствуя вашей любви и заботы ребёнок переживает внутреннее смятение и пустоту.
- Быть хорошим примером. Сами не применяйте табак, алкоголь и наркотики. Дети всё видят и чувствуют. Покажите им хороший пример!