Войти  \/ 
Регистрация  \/ 

Лечение гипнозом в Санкт-Петербурге

Гипноз: современные дискуссии (часть третья)

Эриксоновский гипноз – размышление об истоках подхода (часть четвертая)

Гипноз: от Шарко до Халла (часть вторая)

Гипноз как один из первых видов психотерапии (часть первая)

Гипноз как один из первых видов психотерапии (часть первая)Некоторые специалисты называют психоанализ первым научным видом психотерапевтической помощи. Однако это утверждение не соответствует реальности. Основой психоанализа и его историческим предшественником был гипноз. Неоднозначное явление, измененное состояние сознания или просто набор феноменов общей и социальной психологии, которые при совместном проявлении называли так – вопрос о природе этого загадочного состояния, использующегося в терапевтический практике, остается открытым.

Понятие гипноз сейчас окружено большим количеством мифов и предрассудков. Большое количество шарлатанов, что иногда препятствует проведению исследований и серьезному отношению. По причине большого числа предрассудков, слухов и недобросовестных специалистов осталось в прошлом предыдущее название гипноза – животный магнитизм.

Многие медицинские и психотерапевтические руководства по гипнозу начинают историю его возникновения с различных трансовых и медитативных практик, использовавшихся в первобытных сообществах. Между ними и работой Франца Антона Месмера, открывшего животный магнетизм, пролегало слишком много столетий. Итак, история гипноза, под именем животного магнетизма, в европейской науке началась в Венском университете во второй половине XVIII века. Франц Антон Месмер, врач, увлекавшийся учениями алхимиков и придерживавшийся воззрений Парацельса, предложил теорию животного магнетизма, в рамках которой все тела способны проводить магнетический флюид, который можно направлять с помощью магнита (постепенно Месмер стал считать, что можно управлять флюидом даже с помощью обычных пассов руками). С помощью магнита, а затем просто с помощью пассов руками Месмер добивался у своих пациентов (по описанию их симптомы напоминали истерический невроз) конвульсивного криза, после которого эти пациенты чувствовали себя лучше.

В Вене к подобному подходу отнеслись скептически, что привело переезду Франца Месмера в Париж, где общественность с интересом отнеслась к подобному подходу. Месмер и его животный магнетизм быстро завоевали популярность. На его сеансах, по разным источникам, либо выступали несколько музыкантов, либо играл целый симфонический оркестр. Помимо основной процедуры с магнитами или пассами использовался, например, бак – огромный чан, с воткнутыми в него металлическими штырями, за которые в процессе процедуры должны были держаться пациенты. Понятно, что сейчас такой «терапевтический подход» выглядит сущей дикостью, но именно с него началась история гипноза и гипнотерапии.

Многочисленные ученики Франца Месмера по-разному отнеслись к подходу своего учителя: среди них были как люди, «заряжавшие» флюидом деревья в пригородах Франции, так и люди, пытавшиеся глубже разобраться в происходивших исцелениях. При этом представители французской Академии Наук скептически отнеслись к данному подходу. Два отчета, опубликованные ими, указывают на недостоверность сведений о том, что животный магнетизм способен лечить людей. После Великой французской революции и вплоть до конца Наполеоновских войн интерес к животному магнетизму отошел на второй план.

В 1814 году во Францию прибывает аббат Хосе Фария, ставший прототипом одноименному герою из романа А. Дюма «Граф Монте-Кристо» (любопытно, что именно в советской экранизации романа – «Узник замка Иф» внимание заостряется на владении аббатом методами гипнотерапии). Фария выступал против теории животного магнетизма, активно дискутировал с последователями Месмера, занимался психотерапевтической практикой с помощью гипноза и стал одним из первых специалистов, связавших гипноз с состоянием сна. Позднее, такой точки зрения будут придерживаться многие, в том числе французские врачи и советские психофизиологи.

В 1843 году Джеймс Брейд – шотланский врач, наблюдавший за выступлениями магнитизера (так называли последователей теории Месмера) Лафонтена в Манчестере, в работе «Neurypnologyor the Rationale of Nervous Sleep Consideredin Relation with Animal Magnetism» предложил новый термин для животного магнетизма – «гипноз», который используется и поныне. Помимо этого вклад Брэйда заключался в том, что он одним из первых начал применять гипноз для анестезии во время операций. Именно Брэйд указал на то, что для погружения в гипноз человек должен сконцентрировать свое внимание на каком-то предмете (в опытах Брэйда это были яркие блестящие предметы, вроде медицинского молотка). Переход на новый термин позволил, во многом, отойти от спорного в научном отношении прошлого в применении и исследовании гипноза, а первые клинические исследования процесса погружения в гипноз и свидетельства успешного применения гипноза для анестезии позволили серьезнее относиться к изучаемому феномену.

Таким образом, на протяжении XVIII–XIX веков у гипноза как терапевтического метода была непростая история, но из неоднозначно оцениваемого напоминающего шарлатанский похода гипноз как объект исследования постепенно обретал строгое определение, а исследователи со всего мира разрабатывали как методы исследования гипноза так и создаваемые на его основе методы терапевтического воздействия. В следующей статье мы рассмотрим, как воззрения на гипноз развивались на протяжении второй половины XIX и начала XX века, а также рассмотрим теории, ставшие предшественницами современных подходов.

Литература:

  1. Буль П.И. Основы психотерапии. – Л.: Медицина. Ленинградское отделение, 1974.
  2. Беккио Ж., Жюслен Ш. Новый гипноз: Практическое руководство. – М.: Независимая фирма «Класс», 2005.
  3. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер ком, 2002.
  4. Лёвенфельд Л.,Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения. – Саратов: Типография «Саратовскаго Дневника», 1903.
  5. Молль А. Гипнотизм. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012.
  6. Völgyesi F.A. Hypnose bei Mensch und Tier. Leipzig: S. Hirzel Verlag, 1969.

Мусс А.И. Статья написана для ИКЦ «Психомир»



ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК
  
* - Поля, обязательные для заполнения
×
Сообщить об ошибке
  
×