Войти  \/ 
Регистрация  \/ 

Психолог для подростка в Санкт-Петербурге

Денежный вопрос в жизни подростка

Общение и развитие личности младшего школьника

Общение младшего школьника. Что важнее: оценки или одноклассники?

Проблемы подростков в поведении

В психологической литературе встречается весьма значительное количество публикаций, посвященных значению социального поведения для социализации подростков.

Основные причины возникновения проблем в поведении:

  1. недоразвитие эмоционально-волевой сферы;
  2. отрицательные индивидуальные личностные особенности (характер, темперамент);
  3. возрастные особенности, например, «кризис подросткового возраста»;
  4. неправильное воспитание в семье (отсутствие адекватных норм поведения).

Пример. Ученица 2 класса английской школы, 7 лет.

Ученицы нравится ходить в школу, потому что там у нее подруги. Учиться тоже нравится. Из предметов не любит математику, по которой часто получает оценки «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Русский и английский языки тоже даются с трудом.

Не всегда успевает записывать домашнее задание. Поэтому их не делает, за что регулярно получает двойки. Читать не любит. Приходя домой, делает всё, чтобы не садиться за уроки. Долго обедает (в выходные дни за столом не засиживается, идет играть). Пока родители на работе она перемеряется все свои платья, смотрит телевизор. Может походить без дела по квартире до вечера и лечь спать с невыполненным домашним заданием.

Вечером, когда мать проверяет домашние задания, все заканчивается слезами и криками. После этого уроки выполняют вместе. Отец ею не занимается, так как у него не хватает терпения. Он кричит, что самый простой материал не может объяснять ребенку по несколько раз.

В классе девочка сидит на предпоследней парте, далеко от учительницы. Старается не попадаться ей на глаза. Не обращается к ней с вопросами, не просит о помощи.

В данном случае важным становится определение конкретного содержания психологической помощи:

  1. Специальная работа с учеником (индивидуальная, по подгруппам).
  2. Работа с семьей с целью воспитания культуры повседневного общения и поведения.
  3. Беседы с учителями с целью профилактики и коррекции отклонений в поведении у ученицы.

Кроме того, родители слышали от специалистов, что существует синдром гиперактивности. Он характеризуется двигательной расторможенностью, неупорядоченной активностью. Такие ученики (по статистике в основном мальчики) вертятся на уроках, смотрят к соседям по парте, поворачиваются к учителю спиной. Помните известное выражение по этому поводу: «Петров! Мне надоело видеть твою спину!». Кроме того, они могут начать разговоры со сверстниками, находящимися в другом конце класса. При выполнении нового задания суетятся и с грохотом роняют свои учебники или школьные принадлежности. На начальном этапе обучения я наблюдала, как они могут вскочить во время урока и без разрешения учителя помчаться в коридор, к столу учителя. Они выкрикивают ответы с места, не обдумывая их. Громким голосом пытаются подсказать то, чего не знают сами. На уроках физкультуры во время построения снуют по спортивному залу. После звонка на урок продолжают бегать и что-то выкрикивать в коридорах школы.

Заявка на консультацию психолога для подростков

  

Справляться с этой проблемой очень сложно. Потребуется коррекция на протяжении многих лет. Проявления гипердинамического синдрома начнут нивелироваться к подростковому возрасту. Родителям придется набраться терпения и показывать на собственном примере, как правильно себя вести.

Одновременно с этим приходится решать задачи формирования культуры поведения, которые представляют собой внутреннюю, устойчивую основу личности, которая проявляется в уважительном отношении к окружающим, чувстве собственного достоинства. Она закладывается постоянными упражнениями в общении и включает опыт нравственного воспитания, в частности, на положительных образцах и примерах из жизни родителей и близких людей.

Правила по воспитанию навыков поведения

    • Вставай утром всегда в одно и то ж время.
    • Не бегай с бутербродом, кусками съестного – поешь за столом.
    • Поднимаясь по лестнице, ставь ногу на ступеньку всей ступней, не перешагивай через две ступеньки сразу.
    • Сам чисти свою обувь, причем лучше это сделать сразу, а не за пять минут перед выходом из дома в школу.
    • Аккуратно вешай и складывай свою одежду. Если она у тебя запачкалась, то скажи об этом маме. Не надо удивлять ее видом грязной рубашки или брюк утром перед работой. С вечера все должно быть чистым и подготовлено к школе.
    • Ложись спать всегда в одно и то же время, спи в хорошо проветренной комнате.
    • Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.
    • На улице, в транспорте, школе и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания. Не кричи в школьных коридорах, особенно после звонка на урок.
    • При общении со старшими старайся слушать их внимательно, даже если смысл не всех слов тебе понятен. При этом лучше стоять спокойно, смотреть в лицо собеседнику, а не крутиться и вертеться.
    • Умей выслушать и своего ровесника, не перебивай, не кричи, не хлопай его по плечу. Такие панибратские манеры далеко не всем нравятся.
    • Будь правдивым, имей мужество откровенно сказать о своем проступке. Не приобретай вредную привычку перекладывать вину на других.
    • Дорожи доверием к тебе со стороны взрослых и сверстников. Всегда приятно общаться с надежными людьми.
    • Не хвастайся даже самым красивым поступком. Его обязательно заметят окружающие. Много хорошего о тебе скажут именно дела, а не слова.
    • Не спеши давай слово что-то выполнить. Подумай хорошенько. Дал слово – держи его, пообещал – выполни.
    • Дорожи настоящими друзьями. Такие друзья познаются не только в беде, но и радости. Настоящий друг тот, кто искренне будет радоваться твоим успехам и достижениям. В беде же многие будут сочувствовать. Настоящий друг сможет удержать тебя от необдуманного, плохого поступка. Ты только не сильно упрямься, не будь слишком настырным. Помни, что труднее совершать хорошие поступки, но они высоко ценятся.
    • Никого не обижай первым сам – ни словом, ни поступками. Если есть возможность, то просто помоги другому человеку.
    • С уважением относись  к труду взрослых, особенно если они стараются что-то сделать хорошо и красиво. Ты можешь даже их поддержать, сказав добрые слова.
    • Уважай отдых взрослых. Как ни странно, они устают. Не мешай им посидеть несколько минут с закрытыми глазами, вытянутыми ногами, не кричи при этом, не требуй тут же внимания, не капризничай и не злись. Взрослые, действительно, отдыхают, а не бездельничают.
    • Уступай в транспорте место взрослым и малышам. Во многих странах, особенно европейских, это не принято, но мы живем в России и сохраняем свои традиции культуры поведения и общения.
    • Мальчики должны всегда оставаться мужчинами, поэтому пропускать девочек и женщин вперед.
    • Не сочти за труд иногда делиться  с ровесниками книжками, школьными принадлежностями. Ты выручишь их сегодня, они выручат тебя завтра.
    • Умей признаться, что был не прав.
    • Не считай чем-то унизительным уступить другому в споре, совместной работе. Всегда можно договориться в корректной форме.
    • Живи и поступай так, чтобы окружающим людям с тобой быть хорошо, легко и радостно. Мы верим, что у тебя все получиться!

Культура поведения на каждый день

    • Не ходи и не сиди без дела.
    • Всегда помни и старайся следовать русской пословице: «Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».
    • Доводи то, что начал, до конца, особенно если не один в этом участвуешь.
    • Старайся выполнять любую работу хорошо. Ты же постоянно учишься благодаря собственному труду. Помни, хорошо живет тот, кто умеет трудиться.
    • Делай все, что умеешь, сам, без помощи взрослых. Лучше спроси, если что-то не понятно или не сразу получается. Тут тоже есть просто правило. Свою жизнь сможешь прожить только ты сам.
    • Соблюдай чистоту и порядок везде, где ты находишься, включая сою парту в школе и рабочее место дома. Человека характеризует то, что его окружает. Поэтому ничего хорошего не выйдет, если около тебя вечно будет грязно и неуютно. Девочки это должны знать наверняка.
    • Везде и всюду бережно относись к вещам, пусть они и чужие. Хозяин часто судит по отношению к его вещам, как ты относишься лично к нему самому.
    • Умей любить природу, так как она нескончаемый источник положительных эмоций и здоровья.
    • Заботься о животных, не бойся заводить их дома. Только посоветуйся с родителями. Иногда домашним животным бывает плохо, потому что у хозяев нет времени о них заботиться по-настоящему. Животные дома – это большая ответственность. Прежде чем «третировать» родителей, подумай, ты готов ее нести самостоятельно или тебе еще надо налаживать твою успеваемость в школе.
    • Старайся больше читать. Книги – это письменная форма общения. Из них получаешь много полезной и интересной информации. Если ты умеешь выбирать и читать книги, то это не заменит Internet в компьютере. Помни, одно другому не мешает, а дополняет, делая тебя образованным человеком.
    • Бережно относись к книгам: не читай ее во время обеда; не бросай ее в ванной или коридоре на вешалке; не загибай страницы, не открывай грязными руками.
    • Будь в жизни настойчив, достигай целей. Только так станешь взрослым и самостоятельным.

Удачи!

психолог-консультант,
психотерапевт в области немедицинской практики,
доктор психологических наук,
доцент кафедры педагогики и педагогической психологии
факультета психологии Санкт-Петербургского
государственного университета,
Исполнительный директор Общественной организации
«Санкт-Петербургское психологическое общество»
Оксана Защиринская.



ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК
  
* - Поля, обязательные для заполнения
×
Сообщить об ошибке
  
×