Войти  \/ 
Регистрация  \/ 

Психолог для подростка в Санкт-Петербурге

Денежный вопрос в жизни подростка

Общение и развитие личности младшего школьника

Общение младшего школьника. Что важнее: оценки или одноклассники?

Проблемы подростков в обучении

Современные условия развития нашего общества заставляют общеобразовательную муниципальную школу искать новые подходы при создании учебной и развивающей среды для детей с трудностями в обучении. Школа, в которой учится очень неоднородный контингент детей, проживающих по ближайшему микрорайону, вынуждена пересматривать научно-методические аспекты содержания учебно-воспитательного процесса. Важнейшей образовательной целью является создание оптимальных условий на всех этапах обучения, которые будут способствовать индивидуальному развитию ребенка. Без этого невозможна его успешная интеграция в социальную среду. В этой связи необходимо предусмотреть решение целого ряда задач.

Трудности в усвоении школьной программы зачастую связаны с проблемами здоровья учащихся (наличие хронических заболеваний, часто повторяющиеся простудные и вирусные заболевания). Приведем пример. Так, в одной из общеобразовательных школе г. Санкт-Петербурга в 1–9 классах обучается 1084 ученика (табл. 1).

Собранные сведения о состоянии здоровья учащихся показали, что соматически ослабленных детей обучается в начальных классах 15,3%. В 5–9-ых классах их число увеличивается почти вдвое – 26,6% от общего числа школьников. Такого рода сведения должны собираться к началу каждого учебного года,  обсуждаться  на  педагогическом  совете.  Каждый учитель должен быть проинформирован родителями о заболевания ученика, так как причиной имеющихся трудностей в обучении зачастую может являться именно соматическая ослабленность.

Таблица №1

Показатели состояния здоровья учащихся 1–9 классов

Характер заболеваний
Начальная школа
(1–4 классы)
541 человек
Средняя школа
(5–9 классы)
543 человека
  Часто болеющие простудными, вирусными заболеваниями   9,2% (50 чел.)   13,1%(71 чел.)
  Хронические заболевания, включая врожденные пороки сердца   6,1% (33 чел.)   13,1% (71 чел.)
  Нарушения зрения   7,9% (43 чел.)   13,6% (74 чел.)
  Комплексные хронические заболевания    ----   0,4% (2 чел.)

Низкая успешность обучения может быть соматогенного происхождения. Болезненные дети с первых школьных дней должны быть под наблюдением психолога, который совместно с педагогом и родителями определяет для них содержание индивидуального подхода и оптимальный режим дня.

Другой причиной значительной неоднородности состава учащихся является социальное положение их семей, дисгармоничные внутрисемейные отношения. В указанной выше петербургской школе (табл. 2).

 

Таблица № 2

Социальный состав семей учащихся и характер внутрисемейных взаимоотношений (1996/97 уч. год)

Характер семей и внутрисемейных отношений
Начальная школа
(1–4 классы)
541 человек
Средняя школа
(5–9 классы)
543 человека
  Неполные семьи   23,7% (128 чел.)   22,3% (121 чел.)
  Многодетные семьи   9,1% (49 чел.)   13,1% (71 чел.)
  Пьющие родители   4,8% (26 чел.)   5,0% (27 чел.)
  Сложные отношения с родителями   4,3% (23 чел.)   5,3% (29 чел.)
  Постоянно уклоняющиеся от школьного обучения   2,6% (14 чел.)   4,4% (24 чел.)

К сожалению, к трудностям в обучении приводят, как правило, несколько причин в различных их сочетаниях. Это вызывает необходимость поиска как индивидуальных, так и общих концептуальных психолого-педагогических подходов к детям с трудностями в обучении в ходе образовательного процесса.

При создании наиболее адекватных условий для обучения и воспитания детей с трудностями в усвоении школьной программы невозможно ограничиться развитием у них только одних познавательных процессов посредством специальной организованного обучения. В плане предупреждения школьной дезадаптации этих детей и последующей успешной социализации необходимо развивать их коммуникативную деятельность.

Заявка на консультацию психолога для подростков

  

Формирование навыков общения у учащихся с трудностями в обучении является важной задачей, т.к. у большинства из них имеются сложности не только в учебной, но и коммуникативной деятельности. Среди них – отсутствие навыков общения с окружающими людьми, сложности личностного определения модели адекватного поведения в различных ситуациях. Поэтому правомерной является постановка задач своевременного выявления имеющихся трудностей в общении, особенностей эмоционально-личностных качеств учащихся с последующим определением необходимых подходов в работе с учащимися при коррекционно-развивающей работе. Дополнительно уточняются сведения о состоянии здоровья учащихся, характере взаимоотношений у них в семье, ведется наблюдение за их поведением.

Учитель совместно с психологом разрабатывает методические рекомендации к проведению уроков в классах, где учатся дети с трудностями в обучении. Можно обозначить некоторые из них.

  1. Создать в классе доброжелательную, спокойную обстановку. Учащихся нельзя постоянно упрекать за несобранность, невыполненное домашнее задание. Детям необходимо каждый раз объяснять последствия тех или иных допущенных ими недочетов.
  2. Учащимся выставляется такая оценка, которая является объективной для их индивидуальных возможностей усвоения школьной программы. Дается по каждой оценке разъяснение. В некоторых случаях положительная оценка может выставляться как поощрение.
  3.  Продумать наиболее рациональные способы подачи учебного материала с учетом специфики состава учащихся в классе. Предусмотреть сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы.
  4.  Обеспечить доступность изучаемого материала:
      • показывать учащиеся постоянно практическую значимость изучаемого материала;
      • увеличить количество часов на изучение тем, наиболее интересных для учащихся;
      • усилить внутрипредметные и межпредметные связи;
      • продумать форму проведения самостоятельной работы учащихся на уроках;
      • правильно оформить наглядный материал и целенаправленно его проанализировать с детьми.
  5. Осуществлять контроль за усвоением программного материала (в конце каждой четверти, учебного года в сравнении с цензовым уровнем образовательной программы).
  6. Ученик должен выступать в качестве активного участника учебного процесса. Учитель с этой целью моделирует различные ситуации на уроке.
  7. Большое значение придается развитию способов и приемов овладения любым видом деятельности в ходе обучения (понять или определить цель задания, определить последовательность совершаемых действий, уметь контролировать свои действия, оценивать полученные результаты).
  8. Учитель должен создавать условия, которые будут способствовать формированию адекватной самооценки, самоуважения каждого ученика.

В классах, где учатся дети с трудностями в усвоении школьной программы, проводится текущая диагностика личностной и познавательной сфер учащихся В соответствии с полученными результатами осуществляется, с одной стороны, коррекция программного материала. С другой стороны, определяется индивидуальный маршрут ученика с трудностями в обучении с учетом требований ФГОС.

Для развития личности учащихся и с целью профилактики школьной дезадаптации учителю наряду с образовательными задачами приходится большое внимание уделять воспитанию стойкого положительного отношения к процессу обучения, школьному коллективу. Среди них:

    • формирование позитивной мотивации к учебной деятельности;
    • развитие творческого мышления у учащихся, основанного на желании добиваться поставленных учебных задач, решаемых на доступном, представляющим интерес для детей материале;
    • обучение учащихся индивидуальным приемам психологической адаптации, приемам психологической самозащиты;
    • коррекция личностных нарушений, негативных черт характера;
    • выявление и развитие резервных возможностей и творческих способностей учащихся.

Большое значение в школе уделяется работе, направленной на социально-психологическую адаптацию, а именно:

    • формирование адекватного, доброжелательного восприятия коллектива одноклассников;
    • формирование умения избегать конфликтных ситуаций с ближайшим социальным окружением (с учителем, одноклассниками, друзьями вне школы, в том числе, самой семьей);
    • работа по снижению негативизма в отношениях с людьми;
    • работа, направленная на овладение учащимися необходимыми средствами педагогической коммуникации и пр.

Практика показывает, что в процессе учебной деятельности важным является усвоение школьниками правил общественного поведения, воспитания активности и самостоятельности, обучения средствам и видам вербального и невербального общения, необходимых для успешной адаптации учащихся, их последующей интеграции в социальную среду.      Формирование навыков общения и развитие личности учащихся, безусловно, осуществляется не только на уроках, но и на протяжении всего времени пребывания ребенка в школе. Должны учитываться складывающиеся в ходе обучения в школе концентры общения – «учитель – ученик», «ученик – ученики», «ученик – родители». На основании этого разрабатываются также рекомендации для родителей.

Общение родителей со своим ребенком:

  1. Родители в процессе обсуждения трудностей в обучении искренне выражает интерес к школьным проблемам сына или дочери, к их мыслям и чувствам.
  2. Родитель использует навыки самопрезентации. Старается заинтересовать ребенка обучением, конкретным учебным материалом по разным предметам.
  3. Родители стремятся наладить с ребенком теплый, дружеский контакт, поощрять инициативу и постоянно не упрекать его в школьных проблемах.
  4. Родитель спокойно реагирует на поступки, ленивое отношение ребенка к систематической учёбе, на ошибки детей. Ошибка может рассматриваться как новая проблемная ситуация, которую можно и нужно обсудить в семейном кругу.
  5. Родитель стремится поддерживать двусторонний диалог со своим ребенком, своевременно передать его необходимую инициативу.
  6. Родитель организовывает необходимую меру помощи (стимулирующую, направляющую, обучающую) своему ребенку, чтобы он имел шанс на успехи и индивидуальные достижения.
  7. Родители помогает создать в семье атмосферу взаимопонимания, взаимной поддержки и одобрения инициативы ученика, учитывая его поведение и отношение к трудностям в обучении.
  8. Родитель создает и поддерживает у ребенка чувство уверенности в своих силах, в понимании и принятии его другими учениками класса и учителями.

Общение учащихся друг с другом.

  1. Под руководством учителя дети учатся вступать в конструктивный диалог друг с другом: корректно высказывать свое мнение, правильно выслушивать и реагировать на замечания, уметь понять и принять точку зрения собеседника.
  2. Дети вместе с учителем учатся вербально и невербальною проявлять интерес к мыслям и суждениям другого.
  3. Учатся овладевать диалогической и монологической формами общения друг с другом в игровых и при решении проблемных ситуаций.
  4. Учащиеся учатся понимать состояние другого, дружелюбны, поддерживают в классе эмоционально насыщенный, положительный фон.
  5. Учащиеся учатся оказывать помощь друг другу при выполнении творческих заданий на уроке (игры, инсценировки, эмоциональные паузы).
  6. При выполнении коллективных (групповых) заданий учатся распределять между собой роли, задания.
  7. На уроках учатся активно овладевать мимикой, устанавливать зрительный контакт с одноклассниками, учителем, передавая с помощью невербальных средств общения свои чувства.

Проблема развития личности ученика с трудностями в обучении, формирования его навыков общения с родителями и сверстниками, позволит успешнее решать вопросы по улучшению школьной успеваемости. 




ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК
  
* - Поля, обязательные для заполнения
×
Сообщить об ошибке
  
×