Войти  \/ 
Регистрация  \/ 

Психолог для подростка в Санкт-Петербурге

Денежный вопрос в жизни подростка

Общение и развитие личности младшего школьника

Общение младшего школьника. Что важнее: оценки или одноклассники?

Ребенок, начиная со старшего дошкольного возраста, постепенно стремится к общению не только со взрослыми, но и сверстниками. Мы сами, взрослые, подсказываем ему, что пора становится более самостоятельным и приобретать новые коммуникативные умения среди себе равных по возрасту. Начинается совсем новый этап в жизни ребенка. Он усложняется по мере взросления и с началом обучения в школе.

Благодаря общению с окружающими людьми у ребенка складывается образ другого человека. Возникают сложные взаимоотношения с детьми и окружающими взрослыми. Ролевые игры не могут реализовываться без присутствия сверстников, которые начинает приобретать все более важное значение в жизни. Вступая в контакт со сверстниками, дети «учатся языку общения», приобретают навыки коллективной жизни, получают возможность обмениваться знаниями, оценками, сравнивать себя друг с другом. В этом смысле взаимоотношения со сверстниками составляют базу для познания человека человеком самого себя.

В младшем школьном возрасте сверстник приобретает все более существенное преимущество перед взрослым. Другой ребенок является меркой, позволяющей оценить себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом. Сверстник есть тот самый «себе подобный» человек. Именно в него ребенок всматривается, как в зеркало, находя идентичные с собою пропорции и возможности, одинаковое положение в социальной среде. Все это говорит ему как бы о самом себе, позволяет сконструировать свой портрет, в то время как сравнение себя со взрослым обрисовывает ребенку лишь смутный контур своего предполагаемого будущего образа. Сами взрослые все время направляют внимание ребенка на его сверстника, сравнивая их поведение, качества, результаты деятельности. Они своеобразный «сравнительный материал», а взрослый больше ассоциируется с эталоном, идеалом, к которому необходимо стремиться, подражать.

.

Общение со сверстниками является одним из самых важных факторов формирования у ребенка представлений о себе и своих возможностях. Тем не менее до сих пор еще мало известно о роли, которую, по-видимому, играет сверстник в общем психическом развитии ребенка. Почти совсем не изучены те функции, которые выполняет опыт общения со сверстниками в процессе становления образа самого себя. Общение со сверстниками представляет собой такую же по своей природе деятельность, как и общение со взрослым, поэтому при изучении опыта общения со сверстниками можно применить те же способы, которые использовались и при общении детей со взрослыми.

Основные функции опыта общения со взрослыми в процессе формирования у школьника представлений о своих возможностях, как уже отмечалось, состоят в том, что он способствует организации индивидуального опыта детей, служит источником оценочных воздействий и выступает в качестве контекста для сравнения ребенка себя с другими людьми. В общении со сверстниками первая функция, естественно, отпадает. Остаются лишь последние две, которые проявляются по-разному и имею не одинаковое значение для жизни ребенка.

Опыт общения со сверстниками занимает довольно значительное место в деятельности младшего школьника, формируя представления о самом себе и своих возможностях. От взаимоотношений ребенка с другими детьми зависит его отношение не только к коллективу, но и самому себе. Неблагоприятные отношения со сверстниками могут, с одной стороны, способствовать появлению у младшего школьника таких отрицательных черт характера, как упрямство, негативизм, озлобленность и даже агрессивность по отношению к другим детям, с другой – приводить к формированию неадекватного отношения к себе, к появлению неуверенности в свих силах, к заниженной самооценке. Все это доказывает, что общение со сверстниками – один из основных факторов становления образа самого себя.

Опыт общения младшего школьника со сверстниками играет все более значительную роль для психического развития. Становятся все более понятными собственные возможности. Взаимные отношения являются контекстом для сравнения себя с другими, происходит обмен оценочными воздействиями, в ходе которых у ребенка возникает определенное отношение к одноклассникам и появляется возможность видеть себя глазами своих ровесников. В общении складывается индивидуальный социальный опыт, выступающий основой для построения когнитивной части образа самого себя. Ребенок учится прогнозировать результаты своих поступков.

Заявка на консультацию психолога для подростков

  

Представления, которые возникают у ребенка лишь на основе его индивидуального опыта, характеризуются вначале неустойчивостью и нечеткостью, они легко игнорируются под воздействием оценочных действий со стороны окружающих. По мере расширения социальных контактов эти представления приобретают все более устойчивый характер. Тогда оценки сверстников, очень значимые для ребенка, принимаются и усваиваются лишь в определенной мере, преломляясь через призму тех результатов и выводов, которые подсказывает личный опыт.

Знания, приобретенные младшим школьником посредством индивидуального опыта, характеризуются большой конкретностью. Представления, основанные на таких знаниях, имеют менее выраженную эмоциональную окраску, чем представления, приобретенные им путем общения с другими людьми, в которых аффективный элемент присутствует с большей степени. Закрепляются функции индивидуального опыта, которые состоит в обеспечении когнитивной части образа самого себя конкретными знаниями о себе и своих возможностях.

В процессе общения с одноклассниками присутствует много эмоциональных переживаний, искажающих представления о себе. Не всегда адекватно систематизируется самостоятельный практический опыт.

Общение со сверстниками способствует приобретению основных навыков жизни в коллективе.

Происходит постоянное прямое или опосредованное общение. Складывается некая взаимосвязь целого с отдельными частицами этого целого, что позволяет младшему школьнику быть наблюдательным и учиться работать в коллективе. На начальных этапах обучения пребывание в школе связано с освоением новой роли ученика, которая похода на выполнение правил в игре. Но хорошим учеником становится не тот, кто следует всем правил и остается хорошим в собственных глазах. Даже отношение к этим правилом – это еще не главное. Важно то, что выполнение правил поведения в классе выражает отношение младшего школьника к одноклассникам.

Они начинают понимать роль и возможности каждого из участников в учебном процессе. Общение позволяет согласовывать или рассогласовывать совместные усилия. Отдельные уроки общения или специально продуманные и включенные  упражнения по развитию способностей в общении необходимо для более разностороннего и тонкого понимания собственных и индивидуальных особенностей сверстников и взрослых. Младший школьник получает подлинную возможность учить жить в стенах образовательного учреждения.

Д.Б. Эльконин писал, что учебная деятельность ставит ребенка «в совершенно новую позицию по отношению ко всем окружающим. Через выполнение новой деятельности, через новую позицию определяются все остальные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, в семье и вне школы, отношение к себе и самооценка».

Развитие эмоциональной сферы во многом зависит от психологического климата в семье. К младшему школьному возрасту индивидуальные отличия в ее развитии становятся более выраженными, заметными. Основное отличие состоит в реакции на действие эмоциогенных факторов. При формально-педантичном подходе в воспитании ребенка, когда по каким-то причинам родители не очень задумываются над особенностями его эмоционального восприятия мира, ребенок занимает в целом пассивно-оборонительную позицию в отношениях с окружающими. Особенно эта тактика поведения и общения становится заметной при знакомстве с новым школьным коллективом. Первоклассник с большим трудом устанавливает эмоциональные контакты со сверстниками, учителем. В семьях, где родители не сдерживают себя в проявлении негативных эмоций, у младшего школьника вырабатывается активно-оборонительная позиция. Он чаще бывает сам склонен нападать, доминировать, провоцируя конфликты с одноклассниками. Такой ребенок не склонен ждать поддержки на фоне своего рода привычки к постоянным замечаниям, придиркам, сомнениям на его счет со стороны тех же родителей. Похожее отношение он ожидает и от остальных окружающих его людей. Агрессивные действия в таких случаях семейных отношений станут носит скорее характер социального научения. Эмоционально ребенок будет возбудим. Встречается и еще одна категория младших школьников, которые часто испытывают психологический дискомфорт в семейных отношениях, но из-за слабости протекания нервных процессов реагируют в виде эмоциональных срывов, которые носят вегетативный характер. У любой из этих условно выделяемых категорий младших школьников по типам отношений в семье будет проявляться и эмоциональная напряженность в отношениях с новыми значимыми для них людьми в школе.

Младший школьник постоянно учится ориентироваться в том, как к нему, его действиям относятся люди. В результате произвольного поведения, наблюдения за ситуациями общения он лучше начинает дифференцировать эмоциональные переживания взрослых и сверстников, понимает их внутреннее, содержательное значение. Эмоции становятся своеобразным регулятором человеческого общения, теряя свою аффективность.

Общение для младшего школьника имеет значение не только для установления контактов со сверстниками, но и поддержания их устойчивости, усложнения за счет пересечения межличностных отношений с реализацией своей социальной роли ученика. Развивается способность к рефлексии, благодаря чему младший школьник проявляет способность анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с принятыми ценностями и правилами. Рефлексия любых действий происходит в процессе общения.

При обучении в школе значительно расширяется круг общения ребенка. Единые задачи в контексте совместного обучения заставляют ребенка все более проникать в психологию взаимоотношений с другими людьми. Складывается целая система реальных отношений со сверстниками как партнерами в совместной учебной деятельности. Дети не всегда находят нужные способы установления контактов, возникают конфликты в общении, которые можно оценивать не только отрицательно, но и положительно как «школу социальных отношений». Возникающие конфликты – показатель значимости быть принятым в среду сверстников.

Совершенствуются социально важные ролевые формы поведения. Развиваются такие качества личности как инициативность, целеустремленность, последовательность, умение ладить с людьми.

В развитии навыков делового общения с людьми в младшем школьном возрасте происходят существенные изменения, причем связано это с разным возрастом детей. Перед поступающим в школу ребенком стоит важная задача. Связанная с социальными мотивами поведения, – занять новое положение среди окружающих людей, стать настоящим школьником.

На третьем–четвертом годах обучения приобретение социальной позиции школьника теряет свою актуальность для ребенка. Начинает постепенно падать авторитет учителя, которые перестает быть центральной фигурой в классе, за которым так восхищенно, настойчиво следили глаза учеников. Все чаще взгляд начинает скользить по соседним партам. Замечания учителя в присутствии других учеников начинают переживаться достаточно эмоционально. Это первый сигнал о начале постепенного возникновения собственной сферы жизни, проявляющийся в особом интересе к поведению, мнению ровесников. Именно их отношение теперь все чаще будет влиять на социальное, эмоциональное благополучие ученика. Ведущий мотив поведения – найти свое место среди сверстников. Каждый ребенок стремиться хочет найти свое место в системе межличностных отношений. В этом возрасте отмечается сильная текучесть этих межличностных отношений. Дети ищут себе близкого товарища, друга.

.

К сожалению, на фоне смещения центра личных интересов младшего школьника чаще всего сопровождается снижением интереса к приобретению знаний. Правильно поступают учителя и родители, которые объясняют ученику, что добиться успеха в общении со сверстниками быстрее, если успешен в обучении. Эмоциональное благополучие зависит от наличия гармонии в развитии социальных и познавательных мотивов в развитии личности школьника.

В младшем школьном возрасте складываются между учениками три вида отношений. Во-первых, отношения взаимной ответственности или иначе «деловые отношения», когда имеется возможность вместе чем-то заняться. Во-вторых, эмоциональные отношения, возникающие на основе личной симпатии или антипатии. В-третьих, гуманистические отношения, которые возможны только при наличии высокого уровня развития детского коллектива. Школьники начинают проявлять заботу друг о друге.

Если расставлять акценты на возможности формирования межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу, то появляется еще три типа отношений:

    • деловые, объединяющие одноклассников в процессе разнообразной совместной деятельности;
    • неофициальные межличностные отношения взаимной заинтересованности, возникающие как при формальном, так и неформальном общении детей, объединяющих их как членов одного коллектива;
    • межличностные отношения избирательного характера, складывающиеся на почве взаимной симпатии, взаимного стремления и общности интересов отдельных детей.

Личностные отношения младших школьников дифференцируются на ситуативные и устойчивые. Действуя и общаясь по ситуации, дети вступают в утилитарные и аффективные (положительные и отрицательные) отношения. Устойчивые межличностные отношения – симпатия, товарищество, дружба. Нейтральные межличностные отношения и отношения отчуждения – антипатия, недружелюбие.

Родителям важно помнить, что успешное общение в школе не менее значимо, чем хорошие оценки.


психолог-консультант,
психотерапевт в области немедицинской практики,
доктор психологических наук,
доцент кафедры педагогики и педагогической психологии
факультета психологии Санкт-Петербургского
государственного университета,
Исполнительный директор Общественной организации
«Санкт-Петербургское психологическое общество»
Оксана Защиринская.



ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК
  
* - Поля, обязательные для заполнения
×
Сообщить об ошибке
  
×