Войти  \/ 
Регистрация  \/ 

Психолог для подростка в Санкт-Петербурге

Общение и развитие личности младшего школьника

Общение младшего школьника. Что важнее: оценки или одноклассники?

Денежный вопрос в жизни подростка

Уважаемые родители! Давайте поговорим с Вами об одном непростом вопросе: нужны ли карманные деньги подростку? Ведь Вы кормите и одеваете свое чадо, даете ему необходимые средства на питание в школьном буфете. Так зачем ему карманные деньги? Возникает только лишний соблазн купить сигареты, спиртные напитки, наркотики, наконец. Значит, карманные деньги – это зло? Значит, все беды со школьниками происходят от «лишних» монет в их руках? Значит, все дети, у которых «водятся» свободные финансы становятся алкоголиками и наркоманами? Однако, это не так. Не случайно существуем мы – люди, называющие себя родителями, которые стремятся создать для собственного ребенка не только счастливое детство, но и подготовить его ко всем трудностям взрослой жизни.

Родители задают психологу конкретный вопрос: «С какого возраста у ребенка должны появляться карманные деньги?».

Представляется правильным выделять карманные деньги ребенку с первых дней его пребывания в школе, исключая постоянную оплату школьных завтраков. Такое решение позволяет старательному ученику приобретать опыт и умение распоряжаться денежными суммами. Он привыкает к мысли о том, что в кошельке есть «запас», который не обязательно сразу тратить. На этапе первых самостоятельных трат все дети будут делиться на две группы: одни быстро совершают покупки и легко расстаются с деньгами, а другие – экономят и бессмысленно копят. Конечно, родители должны регулировать процесс денежных расходов у своего ребенка, объясняя на примерах возможности приобретения полезных личных вещей. Деньги призваны приносить удовольствие, а также могут выступать в роли положительной мотивации к достижениям в учебе.

Заявка на консультацию психолога для подростков

  

«Можно ли выплачивать деньги ребенку за каждую положительную оценку в школе?» – спрашивают родители. Правильно ответить здесь не просто. Многие папы и мамы решались на подобный эксперимент: платили отдельно за «пятерки» и «четверки» или в целом за успеваемость в четверти. Каждый раз результаты были мало прогнозируемые. Приведем несколько примеров из практики общения родителей с ребенком при решении денежных вопросов.

Первый пример. Родители оплачивали сыну каждую положительную оценку в школе. Спустя некоторое время он заявил: «Мусорное ведро я буду выносить только за деньги. Предлагаю вообще установить мне оплату за выполнение всех ваших домашних поручений».

Второй пример. В конце четверти родители выплачивали подростку значительную сумму денег, позволяющую приобрести желаемую вещь. В этом случае деньги становились стимулом для дальнейшей успешной учебы.

Не хочется отдельными примерами составить представление у родителей, что все проблемы воспитания решаются с помощью денег. Ясно, что наличие денег у подростка во многих семьях создает предпосылки для его взросления. Совместное решение финансовых вопросов позволяет развивать партнерские отношения, а, следовательно, доверие между родителями и детьми. Ребенок может знать, где у мамы с папой хранятся деньги, сколько их и на какие семейные приобретения они рассчитаны. В свою очередь, родители имеют право знать все о карманных деньгах ребенка. Так, в одной семье доверительные партнерские отношения помогли предотвратить крупную неприятность. Подросток не побоялся посоветоваться с родителями при приобретении у одноклассника валюты, которая оказалась фальшивой. В воспитательных целях интересен тот факт, что «покупатель» искренне хотел помочь своему товарищу в затруднительной финансовой ситуации, но был хладнокровно обманут «продавцом».

.

Именно доверие к собственному ребенку, уважение к его личности позволит папе с мамой своевременно вносить коррективы в денежные расходы подростка, учить его правильно распоряжаться деньгами. При решении этого сложного вопроса и происходит процесс воспитания.

Какие психологически важные аспекты в воспитании надо стремиться учесть родителям?

  • Родители помогают ребенку понять, что деньги – это лишь средство для достижения личных целей.
  • Постепенно подростку объясняют, что не все можно купить за деньги. Деньги являются одним из многих ценностных ориентиров в нашей жизни.
  • Деньги будут создавать естественные ситуации выбора: доступно или нет, сейчас или потом, для себя или других… В таких ситуациях человек приобретает социальную зрелость. Это как тренинг жизненных достижений.

Контроль родителей за денежными тратами подростка не должен превращаться в его навязчивое преследование. Лучше подойти и спокойно высказаться по поводу трат. Не стоит ждать, что ребенок сразу все поймет и сделает как надо. Маме с папой понадобиться большое терпение. Зато потом оно окупиться сполна.


психолог-консультант,
заместитель директора по связям с общественностью
Общественной организации
«Санкт-Петербургское психологическое общество»
Михаил Защиринский.



ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК
  
* - Поля, обязательные для заполнения
×
Сообщить об ошибке
  
×