Войти  \/ 
Регистрация  \/ 

Статьи наших специалистов

Что такое фото-психология?

Афоризмы. Психология - для всех

Профессиональный коуч. Обучиться или назваться?

Работа по методу «Wingwave»

Позволить себе жить

Самоценность женщины - главный ключ к счастью

Позиция консультанта в психодинамическом подходе

Как известно, исторически одним из первых психотерапевтических подходов является психоанализ – учение, разработанное венским неврологом и психиатром Зигмундом Фрейдом. Как терапевтически подход, психоанализ имеет достаточно жесткий формат проведения: кушетка, частые встречи и высокая оплата. Особенности подхода подразумевают и определенную позицию, которую по отношении к клиенту занимает аналитик или специалист, работающий в рамках психоаналитической психотерапии.

Первоначально Зигмунд Фрейд, будучи учеником Ж.М. Шарко, увлекался гипнозом, и, вместе со своим наставником Йозефом Бройером, предложил катарсический метод, в основе которого легло переживание человеком вытесненных эмоций. В дальнейшем, такой симптоматический способ работы был признан малоэффективным, а внимание было заострено на глубинных причинах, лежащих в основе вытесненных переживаний.

В основе психоанализа и психоаналитической психотерапии лежит также определенное теоретическое представление о структуре психики: топографическая и структурная модели. В рамках первой постулируется существование сознания, предсознательного и бессознательного. При этом бессознательному здесь уделена ведущая роль. Его цель – разрядка напряжения. В рамках второй модели психика представлена супер-эго, эго и ид. Последняя часть, руководствующаяся принципом удовольствия, содержит различные влечения, в том время как эго, руководствуясь принципом реальности, старается приспособиться к реальности.

Помимо представлений о строении психики и ее работе, в рамках психоанализа рассматриваются также и психологическим защитам – способе разрядки побуждений, которые могут приводить к тем или иным искажениям реальности.

Психоанализ как психотерапевтический подход имел, прежде всего, огромную эвристическую ценность. Одни из первых учеников З. Фрейда – А. Адлер и К.Г. Юнг отказались от идей своего учителя и создали альтернативные подходы – индивидуальную психологию и аналитическую психологию. С развитием психоанализа идея об определяющей роли бессознательного подвергалась резкой критике. В рамках новых теорий пересматривались как преобладающая роль эго в работе психики, так и подчеркивалось значение социальных факторов в формировании интрапсихических конфликтов.

Изменения затронули также и форматы терапевтической работы. Примерно с середины XX века, когда возникали новые психотерапевтические подходы и стремительно развивались существующие, складывается психоаналитическая психотерапия – подход, сохранивший теоретические основы, но несколько изменивший формат теории З. Фрейда. Авторы, разделяющие собственно психоанализ и психоаналитическую психотерапию, указывают на то, что последняя занимает меньше времени (обычно, граница лежит в районе 300 часов), предлагает меньшую частоту сеансов (1–2 в неделю вместо 4–5 при психонализе) и сконцентрирована на более ситуативных проблемах, а не глубоких интрапсихических конфликтах. При этом нельзя говорить о том, что классический психоанализ оказался забыт.

В процессе анализа и аналитической психотерапии основной задачей психоаналитика или консультанта является выявление проявлений бессознательного с целью помочь человеку осознать эти проявления. При таком подходе аналитик, аналитический психотерапевт или консультант занимает определенную позицию по отношении к своему клиенту. Если в рамках поведенческого и когнитивно-поведенческого подхода специалист выступает в качестве учителя, обучающего правильным формам поведения или мышления, в рамках экзистенциального подхода специалист выполняет роль наставника, в рамках гуманистического – принимающего и открытого слушателя, то в рамках психодинамического подхода специалист принимает на себя роль эксперта.

Конечно, человек, имеющий определенные представления о существовании и работе психики, прошедший обучение, умеющий и регулярно проходящий собственный анализ, будет занимать по отношению к клиенту позицию понимающего эксперта, который способен улавливать проявления бессознательного и выделять их в переносе и свободных ассоциациях, а затем доносить их до сознания человека.

Одним из принципов работы психоаналитика является принцип психоаналитической нейтральности. У Б.Д. Карвасарского этот принцип описан как необходимость нейтрального отношения аналитика к внутреннему психическому конфликту, переживаниям и внешним проявлениям состояния клиента, а также к власти, могуществу и влиянию. Кроме того, такая позиция является, с одной стороны, «позицией благожелательного сочувствия» (принимающая позиция), а с другой – позиция «зеркала», возвращающего клиенту все проявления его бессознательного.

Таким образом, в рамках психоанализа – одного из первых психотерапевтических подходов и его более современной версии – психоаналитической психотерапии – в рамках психодинамического подхода в целом существуют вполне оформленные теоретические представления о структуре и работе психики. В рамках этого подхода происходит поиск и обнаружения глубинных внутренних психических конфликтов, содержание которых необходимо донести для сознания клиента. Для этого аналитик, аналитический ориентированный психотерапевт или консультант, работающий в рамках психодинамического подхода, должен не только быть экспертом в своей области, но и придерживаться принципа нейтральности. Для этого специалисту необходимо нейтрально воспринимать конфликт и все проявления клиента, контролировать свои собственные стремления ко власти. Главная задача при этом – определять и отражать все проявления клиента, потенциально связанные с интрапсихическим конфликтом, раскрывать истинную природу этих проявлений, и открывать эти проявления сознанию клиента. Пожалуй, в этом и заключаются основные особенности психодинамического подхода.

Литература:

  1. Буль П.И. Основы психотерапии. – СПб., 1974.
  2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. – СПб, 2010.
  3. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб., 2000.
  4. Фрейд З. Введение в психоанализ. – СПб, 1999.

Мусс А.И.
Статья написана для сайта ИКЦ «Психометрика»


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК
Укажите контактный телефон и с Вами свяжется наш администратор. 
Все поля обязательны для заполнения.
  
CAPTCHA
×
Сообщить об ошибке
  
×